Закрыть
Статистика
- Пользователи
: 876
- Группы
: 119
- Дискуссии
: 8
- Альбомы
: 11
- Фото
: 48
- Видео
: 6
- Обьявления
: 46
- Активность
: 5766
- Сообщения стены
: 37

Статистика

Кризис 3-х лет, пожалуй, самый яркий и сложный из детских кризисов.

Я бы провела некоторую аналогию кризиса 3х лет и подросткового кризиса, как в симптомах, так и сути протекающих в это время перестроек.
Каковы же симптомы? Уверяю, вы их не пропустите. Да и возраст 3-х лет называется условно.
Наступать эти процессы могут у разных детей по-разному, от 2-х до 4-х лет.  Первым и наиболее ярким симптомом является негативизм, который отличается от обыкновенной настойчивости тем, что ребенок не хочет чего-либо делать только потому, что это предложил взрослый. Л.С. Выгодский пишет: «Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает Социальное отношение, отношение к другому человеку.
Негативизм ...раньше всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем просят». Вторым моментом является отношение ребенка к своему аффекту, т.е. к своим сильным эмоциям, желаниям, упорствую в отказе что-либо выполнять, ребенок при этом может поступать даже наперекор собственным желаниям.
Следующим симптомом является упрямство. В чем разница, возникает вопрос. А в том, что для негативизма характерна  «социальная тенденция», т.е. ребенок делает что-то, наоборот, по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, а при упрямстве характерна «тенденция по отношению к самому себе. Т.е ребенок будет отказываться что-то делать или наоборот, настойчиво добиваться потому, что он уже  это потребовал, т.е. даже если ему предлагают что-то привлекательное и желаемое, то он не может согласиться или отказаться от требования. «Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением».
Все эти новые реакции сопровождаются возросшей самостоятельностью и активностью малышей. Они буквально во всем стремятся ее проявлять. И во многих случаях этим нужно пользоваться, поддерживая полезные инициативы. Например, стремление самостоятельно одеваться, помогать убираться, поливать цветы. Пусть еще неумело, конечно убраться ребенок может в этом возрасте лишь условно, но поощрять нужно обязательно! При этом предлагать свою помощь надо ненавязчиво, показывать медленно и по действиям, как правильно.
У всех детей данный кризис будет протекать с большей или меньшей силой, а у детей, склонных к невротическим реакциям возможно острее. Обращаю ваше внимание, родители, что нужно помнить, что такое «ужасное» поведение детей не есть их, если можно так сказать, сознательный выбор, а есть следствие определенных закономерностей развития. Вот именно так, а не по-другому ребенок перестраивает свои социальные отношения, осознает и реализует свою самостоятельность, учится регулировать свои желания и реакции. Относиться к этому нужно как к болезням роста. С понимание и терпением.
Не надо пытаться переупрямить ребенка, у вас и не получится, а если даже и получится, вряд ли от этого будет польза.
Ищите новые формы взаимодействия, общения. Будьте доброжелательны внутренне, даже когда бываете строги. В этом возрасте ребенок  еще достаточно наивен, его легко можно «переключить» на что-то другое, поменять знак собственной эмоции в ответ на его обычный протест.
Малыши же очень любознательны и любопытны. Спасти положение зачастую может ваша фантазия, находчивость и терпение. Нельзя забывать о том, что малыш сам страдает от своего поведения, его «несет» этой волной, он не способен еще анализировать  свое состояние и не умеет остановиться, (да и не каждый взрослый способен самостоятельно разобраться в мотивах своих неконтролируемых реакций), ему нужно помогать в этом.
В этот период можно заготавливать некоторые вспомогательные средства на «крайний случай». Это могут быть лакомства, игрушки, книжки, мультики, которые особенно ценны для него, то есть смысл в том, чтобы вызвать в нем новую реакцию интереса и позитива. А по моим наблюдениям негативные реакции начинают нарастать тогда, когда ребенок дольше, чем обычно предоставлен себе. Например, родители заняты, им не до ребенка, не вывели вовремя погулять, его энергия «застаивается», растет недовольство и часто это порождает следом негативную, протестную реакцию, уже на что угодно. То есть, часто вниманием и участием можно предотвратить конфликты. Ребенок сильно страдает от недостатка внимания. Однако не стоит кидаться в крайности и опекать ребенка на каждом шагу. Этим вы сделаете только хуже и продлите кризис в жизни вашего ребенка.
Желаю вам найти ключик к своему ребенку, и поверьте, и кризисы пройдут мягче, и отношения ваши  станут гармоничнее.
Составила психолог дошкольного отделения: Чернова И.В.
/ использована информация, взятая из интернета/