Закрыть
Статистика
- Пользователи
: 876
- Группы
: 119
- Дискуссии
: 8
- Альбомы
: 11
- Фото
: 48
- Видео
: 6
- Обьявления
: 46
- Активность
: 6374
- Сообщения стены
: 37

Статистика

Нейропсихология на практике.

Хочу немного рассказать о новом направлении в моей работе, которое я  начала интенсивно использовать в работе с детьми в этом году. Началось все с того, что мне попалась книга, в которой были собраны нейропсихологические упражнения. Мне стало любопытно, потому, что я изучая проблемы недостаточного развития Высших психических функций (память, внимание, мышление), неоднократно видела положительные отзывы после применения данных упражнений.  Изучив этот вопрос глубже , я обучилась по программе нейропсихология и стала применять данную методику в работе с детьми. И правда результаты меня очень радуют.  Однако я стала сталкиваться с настороженностью некоторых родителей. Понимая то, что все неизвестное нас пугает , я решила более подробно рассказать для чего нужна эта методика.
Многие ученые пытались разработать системы, которые помогали бы в развитии и компенсации высших психических функций. Изучив особенности работы головного мозга, были сделаны выводы о взаимосвязи уровня развития двигательной активности  и развитием интеллектуальным. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. И.М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука». Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина доказали влияние сформированности  тела на уровень развития Высших Психических Функций  и речи. Следовательно, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению), а не наоборот.
Понимая все особенности  работы головного мозга и изучив информацию по проведению данных занятий, я приступила к практике. Некоторые упражнения я провожу на групповых занятиях и они полезны всем детям, а есть комплексы и отдельные упражнения, которые я использую в индивидуальном формате, проведя предварительную диагностику и составив программу работы для отдельного ребенка, учитывая его особенности. И так более подробно ,что же включают в себя данные занятия и как они могут помочь детям:
Рисование левой и правой рукой одновременно и по очереди. Данные упражнения являются основой для социального, эмоционального и когнитивного развития ребенка. Наилучшие результаты дает рисование двумя руками одновременно. В основе этого упражнения лежат три основных принципа укрепления межполушарных связей. Разнообразие. Мозг начинает активно развиваться тогда, когда мы сосредотачиваемся на выполнении непривычных движений. Это касается и мелкой моторики, и артикуляции новых звуков, движений рук и ног. Одновременность действий. В процессе должны участвовать оба полушария, ведь левое, как известно, контролирует правую половину тела, а правое – левую, левое отвечает за речь, а правое – за координацию движений. Работа обеими руками. Любые упражнения, выполняемые и левой, и правой рукой, способствуют укреплению нейронных связей и созданию новых.
Это может быть и рисование, игра на музыкальном инструменте, возведение башенок из конструктора. Упражнение помогает развить чувство симметрии, снизить тревожность, ускорить процесс  развития речи.
Растяжки. (Это упражнения, которые делаются ,лежа на полу ребенок сам тянется, ему даются инструкции: например потянись руками вверх и др.) Они нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода, и так же быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются.
Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т.д.) могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой, отводящие, глазодвигательный и блоковый, соединяются с глазом. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз. Упражнения, построенные на движениях глаз, языка и челюсти, стимулируют работу  лобных долей мозга, контролирующих мышление, речь и поведение.
Движение тела и пальцев, или телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются   мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь, произвольность и контроль.
Описанные упражнения выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, они не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, интеллект, мышление, память, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.
Составила психолог : Чернова И.В.
/часть информация взята в интернете/