Закрыть
Статистика
- Пользователи
: 876
- Группы
: 119
- Дискуссии
: 8
- Альбомы
: 11
- Фото
: 48
- Видео
: 6
- Обьявления
: 46
- Активность
: 6578
- Сообщения стены
: 37

Статистика

Старшие и младшие

Появление младшего в любом случае разрушает привычный мир семьи и резко меняет статус первого ребёнка: из опекаемого он чаще всего переходит в статус опекающего, причём обязанного радоваться этому.

В это же время словами или поведением взрослых младший убеждается в своем праве получать опеку и поддержку в большем объёме, чем его брат или сестра. Отсюда способность младших свободно принимать поддержку окружающих на протяжении всей жизни, быть более оптимистичными, играть с удовольствием, а иногда, если старший удерживает позицию ответственного, взрослого, радующего своими успехами человека, то младший задерживается в роли вечного ребёнка, которым все должны заниматься.

Если такому хорошо освоившему свою роль младшенькому приходится стать средним, это бывает достаточно травматично: только что был в фокусе внимания, а стал никем – не старший и не маленький. Это особенно заметно при больших промежутках в рождении детей: роль принята, освоена, из неё формируется общение, целеполагание, представление о себе. И вдруг всё разом рушится и меняется.

Ещё вчера укладывали спать в  четыре руки, радовались каждому слову, хвалили и даже хвастались тобой очень искренне, а после появления маленького незнакомца не видят, не слышат, настаивают, что ты взрослый и можешь справиться сам. Ребёнку трудно найти для себя другое объяснение кроме «малыш для них важнее, чем я».
Он пытается быть то разумным и ответственным, как старший, то балованным и опекаемым, как младший, борясь за внимание родителей. Конкурирует с младшим как может, старается догнать старшего, что даёт дополнительный стимул в развитии, но мешает уверенности в себе и своём праве на место в жизни.
Старший – значит главный

Дети ничем не отличаются от нас, так же переживают, пугаются, ищут в себе то, что позволило родителям так себя вести. Но, в отличие от нас, пока не знают силу времени: боль утихает, отношения меняются, надо подождать. Это взрослое знание детям, к сожалению, недоступно. И вот совет родителям. Очень полезно сказать старшему ребёнку при появлении младшего: «Ты такой же, как был, и мы так же любим тебя и гордимся тобой. И очень рады, что у младшего такой классный старший брат. Сейчас мы просто устаём, с малышом так много хлопот. Растить детей – это работа, и с тобой было так же. Подожди, пожалуйста, мы привыкнем, и ты получишь больше нашего внимания, ты же старший!»

Тогда статус старшего становится привилегией, а привилегированный может позволить себе быть великодушным и позаботиться о маленьком. Наиболее напряжённая ситуация возникает в семье, когда, не отдавая себе в этом отчёта, родители меняют статусы детей. Позднее и очень долгожданное появление младшего, болезненный, требующий особой заботы ребёнок, «мальчик – наконец-то!» или «девочка – так ждали!», или ребёнок, «из-за которого не развелись»… Такие факторы иногда переносят всё внимание семьи на этого ребёнка, его права становятся важнее, чем права старшего, а старшему приходится постоянно уступать и подстраиваться.

Вот, например, 15-летний подросток сидит за уроками, к нему с криками лезет младший, старший не выдерживает, ведёт себя с младшим как обычный старшеклассник – встаёт, трясёт, выставляет (не жёстко) из комнаты. Семилетка колотит в дверь и ревёт. А родители часто ругают всерьёз не того, кто мешает работать, а того, кто навёл порядок в отношениях. Родителям нужно объяснять малышу, что нельзя мешать старшему, что он обязан уважать брата и его дела.

Иначе у  старшего начнет всерьёз копиться агрессия. И если родители не примут меры, вернув позиции детей на места, он наверняка начнет бить младшего при каждом удобном случае. Младший, которому дали странную власть над старшим братом, скорее всего продолжит провоцировать старшего, унижая в глазах родителей.
Дать ответственность младшим, поддержать старших, заметить средних. Нелегка доля родителей! Но зато, какие плоды вырастают на правильно посаженном и грамотно выращенном семейном дереве! И это награда за то, что видели своих детей такими, какие они есть, слышали их чувства и потребности и старались любить каждого отдельно. И при всём этом помогали детям соблюдать простой порядок: больше уважения тому, кто пришёл в этот мир раньше тебя, больше заботы тому, кто пришёл позже. Научите старшего – давай поддержку и заботу с любовью. Научите младшего – принимай её с любовью и благодарностью. И тогда они получают не источник будущих проблем, а жизненный ресурс.