Закрыть
Статистика
- Пользователи
: 875
- Группы
: 119
- Дискуссии
: 8
- Альбомы
: 11
- Фото
: 48
- Видео
: 6
- Обьявления
: 46
- Активность
: 5836
- Сообщения стены
: 37

Статистика

Монтессори класс

Размышления психолога о Детях, Семье и Любви.

Шишкова Светлана Юлиановна
Психолог

Психолог. Кто это? Чем занимается? Кто…Что…Зачем… Для чего…. Почему…? Много вопросов возникает при общении с психологом. Разные люди приходят на прием: женщины и мужчины, бабушки и дедушки с внуками и внучками, «золотая молодежь» и тинейджеры, семейные пары и одиночки, папы и мамы… Одни - ждут помощи, поддержки, одобрения, лечения, чуда, волшебства. Другие – испытывают недоверие, сомнение, страх, раздражение. Что же объединяет нас всех, таких  разных и непохожих?  Неважно сколько вам лет 5, 15, 27, 38, 43, 56, 64, 70, 80, 90…в каждом из нас живет ребенок, ведь все мы родом из детства.
Может ответом на вопросы, решением большинства проблем будет - ЛЮБОВЬ?  Но как полюбить ребенка в себе, как любить детей? Этим вопросом задавались люди всех времен и народов. В книге современного американского психотерапевта Росса Кэмбелла, которая так и называется "Как на самом деле любить детей", есть, как мне кажется, такие простые и замечательные слова, "Что же такое безоговорочная любовь? Любить ребенка безусловно — значит любить его независимо ни от чего. Независимо от его внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства. Независимо от того, чего мы ждем от него в будущем и, что самое трудное, независимо от того, как он ведет себя сейчас; это, конечно, вовсе не означает, что нам нравится всегда его поведение. Если я люблю своих детей безусловной любовью (всегда), они будут себя уважать и у них появится чувство внутреннего умиротворения и равновесия, это позволит им контролировать свою тревожность и соответственно поведение, по мере того как они взрослеют.
…если же я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования и соответствуют моим ожиданиям, они будут чувствовать свою неполноценность.
…Любой ребенок постоянно всеми известными ему способами спрашивает своих родителей: «Вы меня любите?»
Ребенок задает этот эмоциональный вопрос в основном своим поведением, редко словами. И в жизни каждого ребенка ответ на этот сакраментальный вопрос – самое важное.
А какое наше родительское воспитание сегодня, в начале ХХI века? Работая в встречаешься с родителями, детьми, которые испытывают трудности в понимании друг  друга. Используя различные психологические приемы, методы, приходишь к выводу, что большая проблема в отношениях, между ребенком и родителями, педагогом и учеником, родителями и учителем, правохранительными органами и подростками и таких пар очень много. Почему же не получается наладить отношения, сохранить хорошие отношения?  Но что мы вкладываем в «хорошие отношения»?  Давайте посмотрим на отношения через призму потребностей. Ведь у каждого человека есть потребность в чем либо или в ком либо. Однако человек не всегда осознает что для него нужно, важно, актуально, значимо. Поэтому очень важно что-бы родители с детства формировали у ребенка потребности не только в материальных благах, но и в духовных ценностях, нравственности, чести, добре, справедливости, любви… А вдруг наши дети завтра закричат: чести не бывает, культуры не бывает, большой любви не бывает. Много ли примеров этого они видят сегодня?! А эти примеры драгоценны!
Так и хорошие отношения между людьми имеют большую ценность и строятся на взаимном удовлетворении потребностей. Когда наши потребности не получают удовлетворения, это зачастую вызывает раздрожение, генв, злость, стресс, что приводит к отрицательным имоциям. Значит, для улучшения отношений между людьми, нужно просто узнать потребности другого человека и удовлетворить их. Может если человеку не удается создать хорошие отношения с людьми, то это озночяет что он просто игнорирует их потребности.
Для каждого человека большой потребностью является его нужность людям (в явной или скрытой форме). И в центре мы пытаемся дать почувствовать подросткам свою нужность, значимость. Стараешься найти, настроить ту струну в душе, которая жива, и начинает сначало очень тихо, неуверенно, а потом все ярче и сочнее звучать чудесная и неповторимая музыка души.
Да, путь духовного развития детей труден, но он единственно надежен и человечен. Такой путь всегда связан с близостью детей к духовно красивой личности взрослого. Страх, наказание, кнут, а потом пряник — эти методы воздействия на детей давно показали свою несостоятельность.
«Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт ребенка, сотрудничество и совместная  с детьми жизнь...».  Это строки из книги выдающегося польского педагога-гуманиста и писателя Януша Корчака "Как любить ребенка".  В основу своей педагогики Корчак положил чудесный сплав любви, уважения к ребенку и светлую мечту о мире, где дети будут избавлены от всего, что их унижает. Вчитаемся же в его нетленные строки: «Дети, живые, шумные, интересующиеся жизнью и ее загадками, нас утомляют...  Реже мы — советчики, утешители, чаще суровые судьи»...
Существует ложное обвинение, что от дружеского обращения ребята наглеют, и ответом на доброту будет недисциплинированность и беспорядки. Но не станем называть добротой беспечность, неумение и беспомощную глупость... в изумлении останавливается подчас разумный ребенок перед агрессией язвительной седовласой глупости.
... Мы скрываем свои недостатки и заслуживающие наказания поступки. Критиковать и замечать наши забавные особенности, дурные привычки детям не разрешается. Мы строим из себя совершенства. Мы объяснились с собой и примирились, простили себя и освободили от обязанностей исправляться. А воспитатель поспешно осваивает особое право  взрослых: смотреть не за собой, а за детьми, регистрировать не свои, а детские промахи.  Громко говорят о себе плохие поступки и плохие дети, заглушая шепот добра, но добра в тысячу раз больше, чем зла. Добро сильно и несокрушимо.
Помните повести Л. Н. Толстого «Детство», отрочество, юность», которые объединены общей атмосферой авторской любви к ребенку. Обидчивость, подозрительная мнительность, комплекс младшего (а значит самого неуважаемого) — естественные психологические черточки детства. Их надо учитывать, ими нельзя пренебрегать. Они смываются быстро и надолго любовью, лаской, игрой, задушевностью родных, близких детям людей.
А потребность юного человека в друге, и одновременно детская жестокость, культ силы, выносливость в отношениях подростков в ущерб состраданию и доброте. Как предупредить появление этой жестокости в юном существе? Л. Н.Толстой не дает ответа.
Вспоминается один сюжет, из повести который, построен на психологических нюансах отношений двух братьев Николеньки и Володи. Николенька нечаянно разбил стеклянный флакончик Володи. Как говорится, с кем не бывает. Но Володя не может смирить раздражения. Затевается ссора, в результате которой Николенька опрокидывает стол Володи.
Что ж, может быть, Николенька действительно отвратителъный мальчишка с хулигантскими задаткам. Или в нем говорит обида от бестактности Володи, не сумевшего свести к шутке неловкость, которая должна быть незамечена или тут же прощена без лишних слов.
«Оба хороши», — возможно сказали бы современные родители, не разбираясь в деталях. А ведь важны именно детали. Николенька весь день мучился, в душе испытывал угрызения совести. Володя видел это, и у него на этот раз хватило великодушия первому протянуть руку брату и попросить прощения.
А ведь детские ссоры — это своего рода модель будущего поведения взрослых людей, их умения прощать, идти на компромиссы, сдерживать страсти. Диалектика души — это понятие целиком относится к юному герою повести Л. Толстого. Думаем ли мы сегодня о диалектике души современного ребенка, о сложности его переживаний, о потребности безоговорочной любви и веры. Или откупаемся от его тревожных глаз сначала куклами, потом магнитофонами, мотоциклами, модными и дорогими вещами? Мы часто говорим о сложности общения родителей и детей, о необходимости строго индивидуального подхода к каждому ребенку, о роли образного мышления в восприятии, о сочувствии как о благодати, но иногда это так и остаются только слова.
Роль искусства, художественного восприятия в воспитании ребенка трудно переоценить. Немудреная, наивная сказка задевает ребенка за живое, вызывает сопереживание, как сказали бы взрослые, убеждает. Так убеждает хороший спектакль, фильм, живописное полотно. Как важно не забывать об истинных, зачастую, магических свойствах искусства родителям, педагогам. Но искусство не столько воспитывает, учит, оно настраивает нас на возвышенный лад, показывает высоты жизни, развивает вкус. Да, мы ищем ответы на то, что мучает нас, в книгах. Не у каждого ребенка хорошие сказки, книга, спектакль вызовут радость, не каждого заставят задуматься — для этого надо готовить ребенка заранее, воспитывать его вкус к прекрасному. «Рассказывая детям сказку или повесть, — писал В. Г. Белинский, — спрячьтесь за нее, чтоб вас не было видно, пусть все в ней говорит само за себя, непосредственным впечатлением». Ведь на самом деле очень важно с интересом (неподдельным) выслушать все, что переработала «душа ребенка за день помочь ему советом, наблюдением, вопросом, углубив его впечатления, а зачастую и обогатив себя самого парадоксальностью, необычностью мышления ребенка».
Лучшее средство быть любимым детьми -  научиться их любить самому, считая их удовольствия как бы своими собственными, их печали своими печалями, их радость своей радостью. Но при этом ничего нечистого глупого, обывательского не представлять их уму, глазам, слуху. Возможно ли это? По словам Л.Н. Толстого, «воспитание представляется сложным, и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если, же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?»
Не помню, кто высказал эту мысль, что постоянная серьезность — признак ограниченности,  но она справедлива. Ведь юмор, смех, радость, счастье, улыбка необходимы детям с их самых первых сознательных лет. Радость — это как витамин роста, она помогает формированию доброты и интеллекта в юных душах.
А кого ребенок видит первым в своей жизни, чей голос слышит первым, чей смех и улыбку, конечно же - мамы, мамочки.  А. П. Чехов пишет, что именно матери незаменимы при воспитании, они умеют заодно с ребятами чувствовать, плакать, хохотать. К сожалению, далеко не все матери, но те, которые умеют, никогда не скучают рядом со своим ребенком, не тяготятся им, испытывая всю полноту жизни. И эта радость общения с ребенком,  в его душе отзовется светом и добротой
Огромна роль традиций культуры в семье, роль личностей в окружающем ребенка мире, важна для ребенка атмосфера бесед, размышлений о жизни, искусстве, человеке. Чувство собственного достоинства человека, его самоуважение формируется в детстве. Оно рождается не из воздуха, оно воспитывается атмосферой семьи и всего окружения ребенка, действиями и словами взрослых людей, родителей, матери. Родительские, дочерние, сыновние чувства, только ли инстинктом они даются нам или могут формироваться сознательно?
Наш мир наполняют разнообразные животные, и всем есть место на этой земле. А люди, они тоже очень разные: по цвету кожи, по языкам, по образу жизни и мысли. И прекрасно, когда существует единение разнообразного, но не агрессивное стремление к единообразию. А чувство единения все же нам дает любовь.

Игра «Что? Где? Когда?» у воспитанников класса Монтессори

mon2014В нашей школе проходит ежегодно интеллектуальная игра «Что?  Где? Когда?». Воспитанники класса Монтессори уже в четвёртый раз принимают в ней участие. Ребята показали свою эрудицию, старались найти правильные ответы на поставленные вопросы, очень активно участвовали в обсуждениях. Самым лучшим игроком команды знатоков, по единогласному мнению жюри, был признан Тарасов Михаил, воспитанник класса Монтессори.
Все дети получили памятные призы и массу положительных эмоций.
Педагог класса Монтессори Тарасова О.В.

Особенности Монтессори образования в России (сравнительный анализ поколений 1913 г. и 2013 г).

Консультация для родителей.
Последние 100 лет в  России произошли уникальные и значительные изменения в обществе.  Личность человека в значительной степени формируется к 7 годам и одной из важных составляющих формирования этой личности является общая среда – это то, куда попадает человек после рождения (т.е. место и время). Для нас всех присутствующих здесь общая среда очень похожа, т.к. мы все живём в 21 веке. Для тех детей, которые родились в 21 веке (и не важно, где родились в Японии, Америке, России или Китае) общая среда более схожа, чем та среда, которая существовала в России 100 лет тому назад.
Что же это были за дети?
100 лет назад была другая социальная структура общества:
- 75 % - сельское население (крестьяне)
Сейчас с точностью да наоборот:
- 75 % - городское население.
Что же было такого в русой деревне 100 лет назад.
Типичная картинка жизни крестьянской семьи: это обед на пашне. Огромная семья до 10-20 человек: там были старые, взрослые и молодые дети и быт крестьянской семьи был очень жёстко регламентирован: были чётко известны роли, которые выполняют мужчины и роли, которые выполняют женщины. Быт крестьянской семьи был очень тяжёлым. Если бы кто-то из нас попал в то время или в ту ситуацию, вряд ли бы выдержал и долго прожил.
Например, чем занимались мужчины: строительством дома, пахота, гончарное дело, охота, рыбная ловля. Это изготовление хомутов и сбруй для лошадей. Это коллективная деятельность: плетение корзин, заготовка дров и хвороста, женские работы (уход за детьми, вязание, приготовление пищи, стирка - не было стиральных машин). Это прядение, ткачество, уборка урожая, работа на сеновале, разделка птицы. Да ещё жизнь в доме с телятами, разнообразной птицей. Очень тяжёлая жизнь была: голод, холод и тяжёлые испытания.
Дети, тем не менее, находились в специфических условиях, очень сильно отличающихся от тех условий, в которых живут современные дети.

Чем же отличаются эти условия?
1.    Семья.
Ребёнок рождался в большой семье, где было огромное количество братьев и сестёр (такая своеобразная группа Монтессори).
Современный ребёнок рождается в так называемой нуклеарной семье, где есть мама и папа, которые очень внимательно и бдительно следят за ним, хорошо,  если есть ещё брат или сестра.

2.    Соотношение знакомые-незнакомые.
Раньше  очень важным было то, что ребёнок рождался в сообществе, где он знает всех. На протяжении 1-2 года он абсолютно точно знал, что это за люди вокруг него, к кому можно подойти, это были свои.
У современного  ребёнка, к сожалению, очень мало своих, как правило – это мама и папа, ну бабушка и дедушка. Зато много чужаков: чужие дяди и тёти, «к ним не подходи», «не бери у чужих конфеты».  Это очень тяжёлая ситуация для формирования психики ребёнка.

3.    Жизненное пространство, контакты с другими людьми.
Ребёнок с самого рождения общался с большим количеством детей. Это игры и взаимное обучение, исследование пространства. Ребёнок из деревни мог уходить за несколько километров, например за грибами и ягодами. Он достаточно хорошо знал пространство, в котором живёт.
Современный ребёнок живёт в специфической ситуации: его пространство разорвано. Ребёнок,  живущий на 13 этаже каким-то необычным образом оказывается на 1-м этаже, либо ребёнок, живущий в Москве, также необъяснимым образом может оказаться в Италии… Ребёнок, живущий в Подмосковье, на вопрос, а где же Москва, показывает пальцем наверх…
4.    Режим.
Современный ребёнок живёт строго по режиму с точностью до 5-15 минут независимо от того, в каком состоянии он находится,  т.е. так называемых циркадных ритмов, свойственных нашей физиологии.
100 лет тому назад люди жили в соответствии с физиологическими ритмами и с теми ритмами, которые даёт окружающая среда: летом рано вставали и поздно ложились, зимой же поздно вставали и рано ложились.
5.    Здоровье.
Это очень тяжёлая страница в нашей истории. Из 100 рождённых младенцев (это дети до года) в прошлом умирало  23-25 детей, особенно летом, т.к. женщина вынуждена была ходить на сельхозработы и до самого последнего момента находилась в поле.
Раньше (100 лет назад) свирепствовали такие болезни, как оспа, чума, холера и другие. Прививки (от которых часто родители отказываются) привели почти к полному избавлению от таких страшных болезней как дифтерия, корь.
Современная медицина достигла уникальных высот, выживают 100% детей, даже те дети, у которых есть определённые особенности со здоровьем. Поэтому, если сравнивать нынешних детей и детей, с которыми работали Юлия Фаусек и Мария Монтессори, то современные дети  -  гораздо более разнообразные.
6.    Питание.
100 лет назад в деревне кушали просто и незамысловато («что ни сготовишь – всё съедят»), был голод, на столе в основном присутствовали щи да каша, ну кусок хлеба.
Те дети, которые растут сейчас, имеют преимущества с точки зрения здоровья: питание полноценное и сбалансированное, насыщенное витаминами и микроэлементами. В связи с этим дети могут расти более здоровыми и крепкими.
7.    Распределение ролей.
100 лет назад были очень чётко распределены родительские роли. Мужчины никогда не участвовали в воспитании ребёнка до 7 лет. Но дети, живя в деревне, наблюдали, что делают родители и они очень хорошо представляли то, что будут делать, когда вырастут: сеять, пахать, жать…
Они знали, что это тяжёлый труд, но они видели это, т.е.получали презентации. Они понимали, какими они будут.
Современный ребёнок не знает, чем будет заниматься, не знает весь ассортимент возможностей и профессий, которые существуют в современном мире. 100 лет назад ребёнок это очень хорошо знал.
Очень мощной и значимой была фигура отца, т.е мужчина в деревенской семье был столб семьи, независимо от того – участвовал в воспитании или нет. Подрастающие мальчики чётко представляли, чем они будут заниматься, насколько важной будет их роль.
Современный ребёнок видит маму, которая готовит, шьёт, лечит, учит и папу, который приходит домой и сидит перед компьютером, а мама ещё начинать ругать его за это. Кто такой менеджер, кто такой директор? Ребёнок не понимает современный мир, в котором живёт.
8.    Игрушки.
В деревенской семье 100 лет назад было очень мало игрушек, но зато было много самых разнообразных дел, которыми мог заниматься ребёнок.
Ребёнок, находясь в природе, мог исследовать (изучать) природу так, как он это делает сейчас, если попадает туда. Исследует травы, растения, животных, природу, времена года, землю, воду.
Современный ребёнок имеет непосредственный контакт с игрушками, специально разработанными, придуманными, не имеющими ничего общего с реальной жизнью.
9.    Игры.
Современные дети практически не играют. Раньше были такие игры как лапта, классики, казаки-разбойники, с верёвочками и др. Современных же детей не пускают во двор, всё тот же пресловутый страх перед чужаками очень силён. Эти дети играют через компьютер. Хорошо, если они сидят вместе, а то один - за одним компьютером, другой - за другим.
Произошёл сильнейший разрыв поколений.
10.      Возможность участвовать в труде взрослых.
Ребёнок 100 лет назад мог участвовать в труде взрослых по мере сил. Получая презентации от взрослых, он мог делать то, что мог делать.
То ребёнок, который живёт в современной квартире, постоянно сталкивается с запретами и ограничениями. У ребёнка есть инстинктивный механизм, который заставляет повторять то, что делает значимый взрослый. Мама готовит суп – ему нельзя; мама стирает (сыплет порошок) – ему нельзя; папа сидит за компьютером – ему нельзя; его постоянно убеждают в том, что он ещё маленький.
11.    Физическое развитие.
Ребёнок 100 лет назад находился в постоянном движении. Это и бег и кувыркания и валяния и рыбная ловля – всё что хотите. А современный ребёнок имеет возможность физически развивать только лишь тогда, когда его привели  в определённую студию, секцию. Например, спортивная гимнастика, бальные танцы, каратэ и т.д. в специально отведённом месте, в определённое время со специально подготовленным человеком. Таким образом, у современного ребёнка его движения далеки от естественных, свойственных физиологии.
12.    Образование
Образование современного ребёнка начинается ещё задолго до рождения. Мамочки дают возможность послушать Моцарта ещё в утробе, перестукиваются азбукой морзе.
100 лет назад формальное образование в России начиналось не ранее 7-8 лет и очень быстро заканчивалось, потому что в 12-13 лет забирали из школы для участия в производительном труде. В начальной школе  в 1913 году в России училось30-40% детей, в основном  мальчики. Девочек в школу вообще не было принято отправлять. Обучение в основном происходило от старших к младшим, от взрослых путём наблюдений
(своеобразных презентаций).
Сейчас обучение происходит от взрослых (педагогов). Взрослый пытается научить ребенка, используя те технологии, которые не свойственны ребёнку
13.    Источники информации.
100 лет назад источниками информации являлись опытные взрослые люди, странники, старцы, иногда книги, отчасти учителя.
У современных детей основной источник информации – интернет.           Информация, получаемая из интернета, далека от их жизни и непосредственных интересов. Порой очень большая проблема выбрать необходимую информацию для данной задачи и данного возраста.
14.    Реальный и виртуальный миры.
Современный ребёнок живёт в виртуальном мире. Часто спрашивают, как относиться к тому, что детям в младшем возрасте дают айпеды, компьютеры? Плохо, т.к. в младшем возрасте очень важно, чтобы развивались в соответствии с сенситивными периодами зрение, обаяние, осязание моторика и т.д. Всё это позволяет жить в реальном мире, а виртуальный мир плоский. И поэтому происходящее в виртуальном мире искажает действительность. Ребёнок в этом возрасте воспринимает, что окружающая действительность именно такая. Поэтому необходим реальный контакт с реальным миром.
Таким образом, несмотря на то, что 100 лет назад были очень тяжёлые условия жизни,  дети до 7 лет, жившие в 1913г. имели большие преимущества:
1.    Выживали наиболее сильные и здоровые, физически выносливые дети.
2.    Знакомы с сотнями других людей, понимающие как с этими людьми общаться
3.    Понимающие мир, в котором они живут, его функционированием.
4.    Знакомы с будущими видами деятельности, умеющие добывать пищу.
5.    Понимающие структуру общества, чувствующие себя компетентными, не боящимися исследовать окружающий мир.
К сожалению, современные 2013 года дети – это дети:
1.    С разнообразными особенностями здоровья. Частые проблемы, связанные с недостаточной двигательной активностью.
2.    Знакомы только с десятком родственников и максимум ребятами своей группы
3.    Очень хорошо разбираются в электронных приборах
4.    Очень запуганы всякими ужасами своими родителями. Чувствуют себя беспомощными(туда не ходи, утюг не бери, нож не трогай и т.д.)
5.    Нагружены родительскими ожиданиями (детей мало, а взрослых много и каждый взрослый пытается реализовать несбывшиеся желания через своего ребёнка).
Монтессори педагогика возникла вовремя, в нужное время. Это единственный способ жить в реальном мире, чувствовать себя частью сообщества, действовать в естественном темпе.
Монтессори-группа:
1.    Несмотря на особенности здоровья дети чувствуют себя частью сообщества.
2.    У детей есть возможность двигаться в естественном темпе, в естественном ритме.
3.    Дети получают возможность расширить навык общения и взаимодействия с другими людьми.
4.    Спокойная обстановка, где минимальное число запретов в отличие от реальной.
5.    Наличие среды, где можно исследовать реальные характеристики реальных объектов.
6.    Материалы, позволяющие получать знания в реальной жизни.
7.    Возможность работать в своём темпе.


Монтессори- педагогика даёт возможность компенсировать те проблемы, которые возникают у современного ребёнка.

Подготовила зам.директора по д/о Рузанова И.Б..
( по материалам выступления Надежды Смирновой
(педагога – психолога г.Москва) на  5 международной Конференции Монтессори – педагогов 2013г.)