Закрыть
Статистика
- Пользователи
: 876
- Группы
: 119
- Дискуссии
: 8
- Альбомы
: 11
- Фото
: 48
- Видео
: 6
- Обьявления
: 46
- Активность
: 5653
- Сообщения стены
: 37

Статистика
Самая типичная и едва ли не самая частая родительская жалоба – это жалоба на лень ребенка. «Ведь мог бы (лучше учиться, своевременно выполнять домашние задания, активнее помогать по дому…) – но ленится!» – «На самом деле он очень способный – но страшно ленивый!» – «Что делать с лентяем? Как справиться с ленью?»
Осторожнее со словом
Еще сто лет назад знаменитый педагог Петр Каптерев решительно настаивал, что никакой лени попросту не существует: «Леность детей – это одна видимость, призрак, фикция, а не настоящее явление; взглянул на нее поглубже и попристальнее – и она исчезла». Сегодня, сто лет спустя, психологические исследования и наблюдения подтверждают мудрость старого педагога.
Лень, леность, лентяйство – это обиходные слова, за которыми скрываются, «прячутся» столь разные явления, что вопрос «как справиться с ленью?» лишается смысла. Надо прежде всего понять, что именно происходит с ребенком, что конкретно препятствует его продуктивному учебному и домашнему труду, и только потом решать, как преодолеть случившуюся беду.
У младших школьников ленью родители часто считают самое очевидное и оправданное возрастом неумение. Ребенок еще не научился правильно организовывать выполнение домашних заданий: хватается за одно, за другое, у него ничего не выходит, он устает. В результате уроки до позднего вечера не выполнены, а со временем ученик все с большей неохотой за них берется: утомительно, непонятно, «все равно не получается». Картина складывается неприятная: на столе валяются тетрадки, ученик валяется на диване перед телевизором. Не спешите ругать и кричать «лентяй!». Присмотритесь, как на самом деле идет работа. Помогите правильно, последовательно, с перерывами на отдых организовать выполнение заданий. Когда ребенок войдет в рабочий ритм, а задания начнут получаться, эта «лень» исчезнет. А если усаживать за уроки из-под палки и только ругать за лентяйство, то ничего хорошего не получится. Тут ведь еще вот в чем дело. Ребенок страдал и не понимал, что происходит, а тут слышит готовое объяснение: он, оказывается, лентяй, вот оно что! Всего-то лишь…
А ведь «быть лентяем» – это своего рода удобная и уютная психологическая и поведенческая ниша. Современные исследования показывают, что в детском сообществе лень вовсе не считается чем-то плохим или стыдным, заслуживающим осуждения или насмешки. Мальчишка или девчонка могут даже хвастаться своей ленью, тем, что они лентяи, а приятелями такое хвастовство будет воспринято с полным пониманием и даже с одобрением. 
Особенно вредно приписывать ребенку два взаимоисключающих на самом деле качества – даровитость и лень («способный, но ленивый!). Тем самым родители формируют у ребенка крайне вредную самоидентификацию. Школьник слышит авторитетное родительское подтверждение, что он способный, даровитый. А эти качества высоко ценятся в детской среде. Вместе с тем он фактически получает родительскую санкцию на то, что имеет право никак не проявлять свои способности, не доказывать обладание ими, не трудиться ради их воплощения. Ему, оказывается, мешает всего лишь лень, то есть нечто такое, что его товарищами, его «референтной группой», допускается и одобряется. Дети никогда не говорят о себе: я очень трудолюбивый, я очень прилежный, я очень исполнительный, но часто и с удовольствием говорят: я ужасно ленивый!
Обратите внимание на тип нервной деятельности
Нередко за лень родители принимают специфику протекания нервных процессов у ребенка. Существует слабый тип нервной деятельности, каким обладают медлительные дети. У медлительных детей всякая деятельность, умственная и физическая, совершается в собственном темпе. Ограничение времени на выполнение заданий у подвижных детей вызывает ускорение реакций, у них происходит повышение активности мозга, стимуляция его деятельности, а у медлительных детей развивается, наоборот, торможение реакций. Если проворного ребенка подгонять, он станет работать быстрее. Медлительного же подгонять не только бесполезно, но и вредно: он затормаживается еще больше, а так как его всегда торопят, ругают, обвиняют в лени, то возникает опасность невротизации. Ведь ребенок постоянно оказывается в стрессовых условиях. Нервная система такого ребенка нуждается в особенно бережном отношении и постоянной тренировке. Нельзя проявлять спешку, раздражаться, дергаться, делая что-то вместе с медлительным ребенком. Ровный, спокойный тон, уверенная поддержка: «Не волнуйся, ты успеваешь, у тебя все получается» – это гораздо более эффективное средство воздействия, чем обвинения и понукания. Чем сильнее давление взрослого, его крик и гнев, тем сильнее растет торможение у ребенка. В конце концов он замирает, цепенеет и начинает плакать. Взрослые же, увы, задаются вопросом: как справиться с его ленью? На самом деле это не порок, не лень, а индивидуальная особенность ребенка, с которой необходимо считаться.
Надо рассчитывать время и распределять все действия так, чтобы медлительный ребенок выполнил уроки спокойно, последовательно, без горячки и спешки. Детям со слабыми, инертными нервными процессами легче приспособиться к четкому порядку, определенному стереотипу выполнения всех повседневных дел. Жизненные стереотипы и ритуалы очень важны для любого младшего школьника, но во много раз важнее они для медлительного. Если каждое действие, каждая задача имеют определенный порядок, разделены на элементы в понятной последовательности, то ребенок успешно с ними справляется. И не только успешно, но и постепенно увеличивая темп.
Всякую нагрузку на свойство активности, подвижности (более быстрое выполнение задания, ограничение времени) нужно давать на хорошем эмоциональном фоне. Хороший эмоциональный фон – это веселое, оживленное настроение. Оно создается лучше всего в игре, поэтому полезно вносить элемент игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка. А ярлык «лентяй!» не помогает нисколько.
Может быть, дело в переутомлении?
Под маской лени может скрываться переутомление и даже болезнь. Если ребенок заметно снижает успеваемость, не может собраться с силами, чтобы взяться за уроки, ничего не хочет делать, вял, равнодушен, но ни на что не жалуется, не спешите обвинять его в лени. Сначала нужно исключить возможность заболевания. Может быть, ребенок переутомился. Вероятность этого особенно велика после перенесенной болезни. Например, ученик вернулся в школу после заболевания и энергично принялся наверстывать упущенное. Сначала вроде бы все наладилось, но вдруг – «непреодолимая лень», ничего не интересно, ничего не хочется. Это очевидный случай, когда нельзя ругать и требовать, насильно усаживать за работу. Нужно пойти навстречу потребности в отдыхе, ребенок переутомлен.
Родители иногда называют ленью отчетливый перепад в способностях ученика. Например, ярко выраженный «гуманитарий» слабее успевает по точным и естественным наукам или, наоборот, увлеченному «естественнику» хуже даются предметы гуманитарного цикла. Родители бросают все силы на исправление оценок по конкретным предметам, не соответствующим направленности интересов ребенка, и он все время занимается тем, что у него выходит хуже. Не плохо, но хуже! Понятно, что он делает это без большой охоты и по возможности старается отвертеться. Но это никакая не лень. Что делать в таком случае? Родители говорят: надо же подтянуть оценки, да и работа над тем, что труднее дается, приучает к трудолюбию. Дело здесь в соблюдении меры. Может, стоит смириться с тем, что по всем предметам пятерок не получится, и пусть ребенок упорно развивает свои знания в той области, которая ему близка?
Или это – протест?
Под маской лени может выступать протестное поведение ученика. Он взрослеет, осваивается в школе, становится ответственнее и увереннее, а родители продолжают мелочно контролировать каждую букву в домашнем задании. Поэтому учеба представляется ему каким-то подневольным, унизительным делом, и он начинает отлынивать. Исправить ситуацию бывает нетрудно, если доверительно поговорить с ребенком и предоставить ему больше самостоятельности. Но прежде надо понять, что именно такая родительская ошибка вызвала протестное поведение школьника.
Бывает ведь и наоборот: ребенок настолько привыкает к постоянному контролю взрослых за домашними заданиями, что приходит к выводу: это им надо, а не мне, это их дело, а не мое. При взрослении сына или дочери родители снижают мелочное повседневное внимание к выполнению уроков, а ученик тут же запускает занятия. Придется опять вернуться к ежедневной требовательности и ослаблять ее очень медленно и незаметно.
Ленью часто оказывается неизбежное следствие такой родительской ошибки, как подмена усилий ребенка своими собственными. Родители постоянно не столько помогают, сколько выполняют все задания сами – не вместе с учеником, а вместо него. Да, часто им это сделать легче, проще и быстрее, чем долго и терпеливо поддерживать старания ребенка, чтобы он все сделал сам. Но тем самым младшеклассник «растренировывается» и привыкает, что кто-то другой выполнит вместо него все необходимые дела. Поначалу речь идет о трудной, неприятной, кропотливой работе. А со временем даже об интересной, увлекательной, за которую другие дети берутся охотно. У растренированного ребенка не остается других желаний, кроме приятного, необременительного, вялого ничегонеделания.
Но наиболее часто то, что родители называют ленью, а ребенок выражает словами «неохота», «скучно», «а зачем?», оказывается низким уровнем мотивации. В этом случае вопрос «как справиться с ленью?» должен быть такой: как повысить у ребенка мотивацию к учебной или иной трудовой деятельности? Понятно, что скандалами и обвинениями в лентяйстве повысить мотивацию невозможно. Упором исключительно на дисциплину, на чувства долга и вины мотивация повышается, но незначительно и не у всех детей. Если беда запущенная, то вся семья попадает в порочный круг: чем хуже ребенку дается учеба (или иное важное дело), тем больше его ругают за это родители и тем сильнее падает у него мотивация к такому труду, который все равно не дается и за неуспехи в котором постоянно ругают. Помочь беде нелегко, и помощь потребует времени. Особенно тут важны первые, пусть еще минимальные, победы ребенка. И разумеется, поддержка, одобрение, похвала со стороны родителей. Если ребенок ощутит, как окрыляет законченное с успехом дело, если впервые скажет себе «надо же, у меня получается!», «надо же, похвалили, а не поругали!», он почувствует и то, что работа может приносить удовлетворение. Это и будет первым шагом к укреплению мотивации.
Автор С.Каменский

Источник информации

1. Все делать для того, чтобы у сына был полноценный отец. Если у женщины никак не получается совместная жизнь с мужчиной, но он не обременен серьезными нравственными пороками и вредными привычками, всецело способствовать интенсивным контактам сына с отцом и его родственниками.
2. Беречь авторитет окружающих мужчин, не подрывать его почем зря пренебрежительными репликами и грубыми окриками, особенно по незначительным поводам.
3. Всячески поощрять общение с истинными мужчинами чести, по-настоящему уважающими себя.
4. С сыном разговаривать по-взрослому, уважительно, исходя из понимания, что перед вами — полноценный человек, только мало проживший.
5. Не отмахиваться досадливо от вопросов, относиться к ним серьезно и по возможности обстоятельно на них отвечать. Исходить из того, что у мальчишек не бывает наивных или преждевременных вопросов, бывают некомпетентные, невразумительные, высокомерные ответы.
6. Выслушивать сына внимательно, но и не поощрять излишнюю болтливость.
7. Не сюсюкать. Не опекать сына чрезмерно.
8. С каждым годом поручать как можно больше операций по самообслуживанию, а потом и во благо семьи (начиная в младенчестве с завязывания шнурков и заправки своей постели и кончая в отрочестве ремонтом мебели, электробытовых приборов и другой техники).
9. Не пресекать деловую инициативу, даже если это грозит некоторым ущербом (например, разбитой чашкой).
10. Не отгонять мальчика от занимающихся каким-нибудь делом мужчин (отца, дедушки, старшего брата и т.д.), наоборот, по возможности приобщать к простым операциям в домашнем хозяйстве и в работе с техникой.
11. Следить за соблюдением баланса между похвалами и критическими замечаниями.
12. Не охать при виде у сына (внука) царапин, ссадин, ушибов и прочих мелких травм, не ругать за них, а спокойно обработать рану, приговаривая что-нибудь вроде «до свадьбы заживет».
13. С 4–5-летнего возраста отучать спешить к сиденьям в общественном транспорте, наоборот, уступать места женщинам и пожилым пассажирам, в том числе маме.
14. Еще в дошкольном возрасте начинать вводить сына в курс своих дел и проблем, вызывая сочувствие и сопереживание. Вырастет ли из парня хороший отец, можно судить и по тому, какой он сын.
15. Каждый день с младенчества — физзарядка с постепенным усложнением, сначала в квартире, потом по возможности на улице. Освобождать от уроков физкультуры в школе лишь при явной угрозе здоровью. До школы научить плавать, ходить на лыжах, ездить на двухколесном велосипеде, играть в волейбол в кружок или другую игру с мячом.
16. Всецело поощрять правдивость: в случае честного признания в совершенном проступке наказание сводить до минимума или до нуля, приучая к мысли: честность выгоднее обмана.
17. С малых лет культивировать деловитость, жизнь по расписанию; нарушение режима — по уважительным причинам. Учить рассчитывать время с небольшим запасом, чтобы выходить из дома вовремя (настоящий мужчина прибывает в нужное место точно в срок и не опаздывает).
18. Приучать к правилу: не давши слово крепись, а давши — держись. Здесь особенно важен личный пример: все обещания, данные сыну, строго выполнять.
19. Не высмеивать, не оскорблять, не унижать сына; никогда не употреблять эпитеты и реплики типа «идиот», «тупица», «олух», «подонок», «щенок», «глуп еще», «молоко на губах не обсохло» и т.п. Они обладают способностью западать в память на всю жизнь.
20. В то же время прививать терпимость к людям, их поведению, мнениям, особенно к ошибкам, промахам и недостаткам. Сдержанно, но твердо останавливать насмешливое, заносчивое, высокомерное проявление отношения к людям. Снисходительность — очень мужское качество.
21. С 6–7 лет включать в обсуждения общесемейных вопросов (расстановка мебели в квартире, очередность крупных покупок, организация летнего отдыха и т.д.).
22. Как можно раньше начать выявлять деловые и творческие наклонности, но не навязывать свой выбор занятий насильно; не пугаться переключения с одного рода занятий на другой: многие не сразу находят свое призвание.
23. Накупить побольше разнообразных инструментов, простейших механизмов, приспособлений, деталей и материалов для ремонтных работ и поделок, осваивать вместе с сыном все эти инструменты и устройства.
24. Показывать пример умения управлять собой: делаю то, что не хочется, но надо; не делаю того, что хочется, но вредно.
25. Не попрекать походя, по мелочным поводам крышей своего дома, содержанием, едой, одеждой и т.д. Такой разговор может иметь место только в исключительных случаях, должен быть начат серьезным тоном без излишних эмоций.
26. Способствовать активному общению сына со сверстниками, зарекомендовавшими себя с положительной стороны и ничем серьезным себя не скомпрометировавшими. Приветствовать визиты его друзей в дом.
27. Поощрять туристские походы, поездки в спортивно-оздоровительные лагеря, оставлять дома лишь при явных признаках болезни.
28. Приветствовать любую возможность честно заработать, если это не вредит учебе.
29. Начать приучать ухаживать за женщинами с малого возраста (за мамой, сестрой, тетей, одноклассницей, соседкой и т.д.), например, подавать шарф, тапочки, пальто, брать у них сумки по дороге от автобуса, вместе с сыном выбирать подарки женщинам, поощрять изготовление подарков своими руками и пр.
30. Не чинить препятствий, не отговаривать сына в его желании кому-то помочь, что-то подарить, кого-то выручить, вообще уделить внимание какому-нибудь человеку, даже если это потребует чем-то поступиться, пожертвовать своим. Оказать помощь человеку в трудную минуту, подставить плечо — одно из главных мужских качеств.
Конечно, этим списком рекомендаций не исчерпывается программа превращения младенца мужского пола в настоящего мужчину. Даже неукоснительное следование им не даст гарантии, что в итоге вырастет истинный джентльмен: ребенка делают человеком не только действия родителей, но и масса других факторов. Уместно ставить вопрос так: все ли возможное мною сделано для становления у сына мужского характера? Очень много значит личный пример, собственная позиция мужчин старшего поколения. Готовность проявлять настоящие мужские качества заложена и в современных ребятах. Надо только их надоумить, подтолкнуть к благородным действиям.
Пример уже из нашего XXI века. Не один год взрослые мужчины ходили по дорожке в лесу и через каждые сто — двести метров перешагивали через стволы упавших деревьев, среди которых была и толстенная сосна. Но вот пришли в лес несколько старшеклассников с учителем, вооруженные двуручной пилой, и расчистили всю дорогу на протяжении нескольких километров, пропилили проходы и там, где лежали толстые стволы. Работали пацаны под моросящим дождем, причем именно ради людей, поскольку сами по этой дороге не ходят. Чем утерли носы представителям старшего поколения. И дали понять, что рано петь отходную мужчине-рыцарю.


Материал с сайта "Радуга"

 

"Прихожу с работы усталая. В коридоре натыкаюсь на ролики, рюкзак, скомканный свитер... Верный признак того, что сын уже дома. На все просьбы убрать вещи и вытереть пыль ответ: "Сейчас, через пять минут!" Эти пять минут тянутся до вечера. В конце концов, злая и обиженная на сына, я привожу все в порядок сама. А на следующий день все повторяется…"

Знакомая ситуация, не правда ли? Налицо каждодневное столкновение интересов: ребенка, который просто не замечает беспорядка, и родителей, которые этот самый беспорядок еще как замечают и очень нервничают по этому поводу. Но сами же и потворствуют беспорядку. Ребенок очень быстро понимает, что убираться просто не к чему: "Мне это не мешает, а кому мешает, пусть тот сам и уберет!" И ведь действительно - родители ворчат, но убирают. 
Не стоит подозревать ребенка в намеренном равнодушии. Дело в том, что он может быть просто не готов вести планировать свое поведение и действовать в соответствии с намеченным. У многих детей организованность поведения (которую обеспечивают еще находящиеся в развитии лобные доли мозга) складывается долго, вплоть до совершеннолетия. И часто они просто не представляют себе, как подступиться к делу… 
Понятно, что мести полы в комнате четырнадцатилетнего - значит пестовать в нем разгильдяя. А вот помочь ребенку -вне зависимости от возраста - организовать труд можно и нужно. Бывает так, что детям просто некуда складывать свои богатства: не хватает ящиков в письменном столе и полок на стенах. Или же вещей, нужных и не очень, накопилось так много, что самостоятельно их не рассортировать. Тут-то и должны прийти на помощь родители: купить или смастерить нужную полочку, подсказать, куда лучше положить школьные принадлежности, а куда - игры и диски. 
Еще многих ребят пугает сам объем работы: в самом деле, как за пару часов успеть и пол вымыть, ковер пропылесосить, и книги по местам расставить, да еще и цветы полить? Так ведь и в гости к друзьям не успеешь, и о прогулке забыть придется. Но ведь никто не говорит, что каждая уборка должна быть генеральной. Куда лучше сегодня заняться ковром, а завтра - книгами... Можно предложить ребенку: составь план уборки на неделю. Тогда глаза сразу перестанут бояться, а руки начнут делать. 
Бывает, впрочем, и так, что родители создают в семье культ чистоты, который мешает жить как им, так и детям: "У моей подруги дома чисто, как в операционной. Проснувшись, мама сразу берется за дело: драит, стирает, моет... Но вот домой приходит сын, и первое слово мамы не "Как дела в школе?", а "Осторожно, не наследи. И, будь добр, не разбрасывай носки". Пока сын ест, мама рассказывает, как напахалась за день и попрекает его тем, что он совсем не помогает ей. Сын не выдерживает, бросает ложку и убегает в свою комнату с криком "Достала!". 
Конечно, женщину можно понять: ведь ее старания - для сына и мужа. Вот только им, как оказалось, они такой ценой не нужны. Уж лучше не вытертая пыль, чем раздраженная и вечно усталая мама. 
Так как же, не впадая в крайности, помочь ребенку блюсти чистоту и порядок? Вот советы и хитрости бывалых родителей: 
Коробка-жадина
Мария: "Недавно у нас в квартире завелась жадная коробка: она лопает все, что валяется на полу или в не предназначенном для вещи месте. В коробке оказываются наушники старшего сына, кукольные платья дочек и разные брошенные безделушки. Вещи не выдаются растеряшам до конца недели. И, надо заметить, через месяц такой коробочной терапии в доме стало чище". 
Справедливое вознаграждение
Елена: "Каждый труд должен быть вознагражден, и уборка тоже. Но вознаграждение должно быть полезным и связываться с порядком: это может быть новая подставка для дисков или специальные салфетки для протирки компьютерного монитора. Дети видят, что их труд важен, и чувствуют родительскую поддержку". 
Естественные последствия
Сергей: "Недавно, когда сын спешил на тренировку, он долго не мог найти спортивную форму с логотипом команды. И не удивительно: он с вечера не позаботился о ней, а бабушка бросила форму в стиральную машину. Пришлось ему брать старую. Теперь все вещи готовит заранее. Но если он вдруг не может найти свой мобильный, все-таки приходится искать сообща, чтобы быть на связи с сыном. Ведь пока это важнее для нас, чем для него". 
Правило трех шкатулок
Ирина: "У нас с дочками действует правило трех шкатулок: у каждой девочки есть три небольших ларчика, куда они складывают ту мелочь, которая обычно валяется по всей квартире: сережки, ручки, значки, расчески, нитки для рукоделия... И каждая знает, где что лежит. Два раза в месяц дочери проводят ревизию и выбрасывают из шкатулок все ненужное: сломанные расчески, засохшие стержни... Так освобождается место для нужных вещей". 
Не повинность, а привилегия
Татьяна: "Так сразу повелось, что уборка в нашем доме считается не повинностью, а привилегией и символом взрослости. Не каждому можно доверить мыть посуду или протирать вазы. Дети это почувствовали еще в детсадовском возрасте. Теперь они учатся в старших классах и до сих пор убираются с охотой, хотя иногда просто забывают. Но стоит мне взяться за пылесос - тут же вырывают его из рук и принимаются за дело со словами: "Ну мама, в самом деле, мы же не маленькие!". 
Убираемся, играя
Андрей: "Сын учится в первом классе, но так и не привык убирать за собой учебники и игрушки. И тогда мы решили заинтересовать его. Когда игрушек и книг на полу становится слишком много, мы отправляем их в корзину... по воздуху, просто-напросто закидывая их туда. Это еще и соревнование в меткости. Теперь сын, увидав валяющуюся вещь, сам отправляет ее в корзину - потому что это весело и прикольно. А я наконец-то реже стал натыкаться на его игрушки". 
Разделяй и властвуй

 

Светлана: "Когда дочь пошла в школу, мы детскую комнату разделили на несколько зон. Теперь там есть зона учебы (письменный стол и компьютер), зона отдыха (кровать и тумбочка около нее) и зона игры (полочки с куклами и мягкий ковер). Мы их разделили лишь зрительно: у каждой зоны свой цвет обоев и мебели - светло-зеленый, голубой и розовый. Смотрится хорошо и сразу настраивает дочку на нужный лад. А главное, вещи из зоны учебы почти не попадают в пределы зоны отдыха - а значит, убираться стало гораздо проще!"

 


Материал взят с сайта "Радуга"

 

1236.0x170

Когда родители пытаются привлечь детей к домашней работе, они часто делают это некорректно и получают отказ. В чем заключаются их ошибки?
Во-первых, нельзя начинать свой разговор с ребенком с ругани:
— Посмотри, какую ты грязь развел! Возьми пылесос и убери все немедленно! Кошмар! Не квартира, а свинарник!
Конечно, после такого призыва ребенок испытает отвращение и к пылесосу, и к уборке вообще. 
Во-вторых, некоторые родители используют домашний труд как наказание. 
— Если будешь плохо себя вести, то вместо прогулки останешься дома мыть поcуду!
Был один интересный случай. 
У психолога консультировалась женщина по поводу своего отвращения к уборке. У нее в квартире грязь, но убирать она не хочет, потому что вид ведра и тряпки вызывает у нее страх. Оказалось, что в далеком детстве мать запирала ее в комнате с ведром и тряпкой и говорила, что не выпустит, пока девочка не вымоет пол. Девочка переживала сильнейший стресс, который отразился на всей ее дальнейшей жизни. Поэтому нельзя допускать никакого хозяйственного насилия. Ребенок должен помогать по хозяйству, осознавая необходимость этого, а вовсе не из-под палки.
В-третьих, многие родители привлекают ребенка к труду, который не так уж и нужен. Они намного быстрее сделали бы все сами, просто им хочется повоспитывать юного бездельника. И ребенок прекрасно понимает, что его заставляют заниматься ерундой: мыть пол, который после мама перемоет, пришивать пуговицу, которую мама отпорет и пришьет заново. 
Поэтому если уж родители доверили ребенку какое-то дело, то они должны относиться к его труду с уважением. Они могут ненавязчиво помочь, сказав при этом: «Это ты пришил пуговицу, это ты так чисто вымыл пол!» Ребенку необходимо знать, что его труд принес пользу. Четвертая распространенная ошибка — это общие слова вместо конкретного задания. Мама упрекает дочь:
— Ты мне совсем не помогаешь!
Дочь же не понимает, чего именно от нее хотят.
Если бы мама сказала: «Возьми, пожалуйста, свой свитер и повесь в шкаф, а теперь возьми тряпку и вытри пыль с пианино!» — дочь сразу бы все сделала. 
Есть очень большая разница, являешься ли ты в доме хозяйкой или просто членом семьи. Хозяйка дома держит в голове полную картину домашних работ со всеми связующими элементами: «Надо постирать белье, для этого надо купить порошок. Сапог у дочки нет, их тоже надо купить. Блины хотелось бы испечь, но нет муки. Утюг сломался, надо отнести его в мастерскую». Мать ведет хозяйство так, как ей удобно, кладет вещи туда, куда считает нужным, ставит посуду так, как ей нравится. У нее есть свой стиль ведения хозяйства, свои вкусы. 
Дочке труднее: она всего лишь помощница в доме, созданном мамой, и должна подчиняться маминым правилам, с которыми не всегда согласна. Может быть, когда она вырастет и станет хозяйкой собственного дома, она реализует свои вкусы, выработает свои правила. А пока девочка должна во всем советоваться с мамой. «Купить хлеб? А вдруг мама его уже купила? Пожарить мясо? А вдруг мама сегодня купит рыбу?» Невозможно быть на вторых ролях и чувствовать себя при этом раскованно. Именно поэтому многие девочки ничего не делают в родительском доме и становятся прекрасными хозяйками в собственной семье.
Как все же привлечь детей к помощи по хозяйству? Ведь одной женщине трудно обслужить всех, даже если муж помогает!
Во-первых, нужно окружить сферу хозяйства положительными эмоциями. Для маленьких детей можно придумать много полезных «хозяйственных» игр. Вот, например, уборка комнаты, где по всему полу разбросаны игрушки. Мама говорит дочери-первокласснице:
— Пошел дождик, куклы и звери прячутся!
Девочка быстро убирает игрушки в ящик. Есть и другой вариант этой же самой игры:
— К комнате приближается смерч. Сейчас он засосет все, что будет валяться на полу!
Смерч идет, но медленно, дает возможность девочке все убрать. Последнюю куклу смерч едва не догоняет, но все же кукла успевает «убежать». Все спасены, дочка довольна, прыгает по пустой комнате.
Старшим ребятам нужно привести доказательства необходимости их труда. Желательно представить им полную картину проблем, которые на данный момент существуют в доме, и спросить, за что бы они могли взяться. 
Подростки должны понять, что они и родители — равноправные люди: одинаково устают и одинаково любят отдыхать. Однако всем необходимо есть, одеваться, а для этого должна быть куплена и приготовлена еда, а одежда постирана. И кто-то это должен делать! 
Хорошо, если в семье установились демократические отношения. Родители и дети собираются вместе и обсуждают вставшие перед ними проблемы, вместе ищут пути решения, а потом распределяют обязанности. 
Например: «Будем ли устраивать праздник? Если да, то давайте договоримся, кто убирает квартиру, кто покупает продукты, а кто готовит. Если никто ничего не хочет делать, тогда праздника не будет».
Именно в этих условиях дети готовы вести себя по-взрослому, брать на себя ответственность, проявлять инициативу. Если в семье «рабовладельческий строй», где взрослый командует: «Подай! Принеси!» – «А зачем?» – «Не твое дело!» – то ребенок вечно остается ребенком – трусливым, обиженным, глупым. 
Ему хочется повзрослеть, и он находит только один способ это сделать – бунт против родителей. Он думает: «Я стану взрослым, если найду в себе силы отказаться выполнять их требования!» Разумны эти требования или нет, ребенок не задумывается, потому что его не учили задумываться, а учили только слушаться. Вот так начинается семейный конфликт. Мать приказывает: «Вымой посуду!» Сын отвечает: «Сама мой!» Мать: «Ах, так! Я тебе покажу, как матери грубить!» Сын: «Отстань, надоела!» 
Единственный выход из этой ситуации такой: мать должна изменить тон и поговорить с сыном как со взрослым: объяснить, что хозяйство у них общее, что они вместе этой посудой пользуются. И ждет она от него не помощи лично ей, не выполнения ее прихоти (она же не чулки свои просит заштопать!), а участия в общем деле. Ей тоже бывает плохо, ей тоже бывает трудно, но что поделаешь – надо! 
Можно спросить: «А если бы ты жил один, как бы ты вел хозяйство?» Вероятно, ребенок расскажет много интересного и подчас даже полезного. 
Домашний труд напрасно называют «помощью родителям». Напротив, родители помогают детям, пока те не умеют себя обслуживать. Поэтому не надо воспринимать хозяйственные дела как одолжение матери. На самом деле, это мать делает одолжение, когда моет посуду за взрослым ребенком!
Детям надо неоднократно подчеркивать, что умение обслуживать самих себя – это показатель их взрослости, это их самостоятельность и их независимость.
В то же время, ожидая от школьников участия в хозяйстве, родители должны быть готовы к тому, что дети проявят творческий подход, сделают все по-своему. Если дочка варит суп, это не значит, что она будет варить его точь-в-точь как мама или бабушка. Вероятно, она сварит совсем другой суп, и взрослые не должны его критиковать. 
Был такой случай. Двенадцатилетняя Катя очень хотела сама себе готовить. Она приходила из школы домой и начинала варить обед. Но тут являлась бабушка, вставала возле нее и начинала критиковать.
— Ты не так все делаешь! Зачем ты кладешь столько муки! А ну, немедленно отдай ложку, а то все испортишь!
Теперь Катя взрослая, но готовить она не любит.
— Мои родители упустили момент, – говорит она. – В двенадцать лет я очень хотела готовить сама, но мама мне не доверяла и присылала бабушку меня кормить. А бабушка все время воевала со мной на кухне, все отбирала и делала по-своему. В конце концов, я смирилась: «Если так, готовьте сами!»
Родителям следует помнить, что совместный домашний труд – это еще и хорошая возможность пообщаться с детьми. Сейчас появилось много бытовой техники, которая превращает работу по дому в приятный и увлекательный процесс, а кроме того, освобождает время для разговоров. 
Только упаси Бог – говорить о самом хозяйстве! Романтичные подростки не любят обывателей, а обыватель – это вовсе не тот человек, который занимается хозяйством, а тот, кто о нем постоянно говорит. «Я утром подмела комнату, полила цветы, потом сварила кашу. Цены поднялись, масло подорожало – это ужасно!» Нет, такие разговоры с подростками вести нельзя.
А о чем тогда говорить? Да хотя бы о звездах, о путешествиях, об отношениях между людьми. Можно читать стихи наизусть, можно рассказывать о своем детстве или юности, можно расспросить подростков о том, что их волнует. Есть много интересных содержательных тем. Поэтому, приглашая ребенка к совместной работе, надо сказать: «Заодно поболтаем!» Мытье посуды забудется, а приятные разговоры останутся в памяти, и в следующий раз школьник сам прибежит:

 

— Мама! Давай, я тебе помогу, и мы поговорим!

Автор статьи: Юлия ДЖУММ, психолог

 


 

 

  • После того, как вы закончили играть с ребенком, положите его туда, откуда взяли.
  • Не секрет, что многие дети любят играть в прятки. А родители не хотят с ними играть из-за якобы постоянной занятости. А что, если попробовать совместить работу с игрой? Спрячьтесь от ребенка, например, в командировке, и целую неделю он будет вас искать.
  • Что делать, если ваш сын залез на дерево и не может слезть? Ни в коем случае не пытайтесь трясти дерево или сбивать мальчика палкой. Осенью ребенок созреет и упадет сам.
  • Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите, чтобы он пошел умыться.
  • Если ваш ребенок икает, закройте уши. Это на время избавит вас от икоты.
  • Если ваш ребенок иногда ворует у вас деньги, ни в коем случае не кричите на него, чтобы не травмировать психику. Лучше всего весело и непринужденно провести обыск в комнате ребенка, а затем всей семьей поиграть в суд или в расстрел.
  • Чтобы лучше понять вашего ребенка, вам нужно думать и чувствовать так, как это делает он. Попробуйте вжиться в образ вашего сына: покурите тайком от себя сигарету и незаметно разбейте три-четыре окна из рогатки.
  • Причин, по которым ваш ребенок не слушается вас, может быть множество: ваш ребенок плохо слышит, вы тихо говорите, он не понимает то, что вы говорите, вы сами не понимаете то, что вы говорите, и т.д. Что же делать? К счастью, средство есть: по попе, по попе и еще раз по попе.
  • Чтобы забыть о детских комплексах неполноценности, никогда не давайте своему ребенку почувствовать ваше умственное или физическое превосходство. Для этого во время серьезных разговоров с сыном косите глазами, ковыряйте в носу и пускайте слюни.
  • Если ваш ребенок долго плачет и не может успокоиться, прекратите его бить, и он успокоится.
  • Ваш ребенок никогда не доберется до банки с вареньем, если запереть ее на ключ, а ключ положить в мыльницу
  • Если сын поставил тебя в тупик, поставь его в угол. Никогда не поднимай руку на своего ребенка. Ты оставляешь незащищенным пах.
  • Если у вашего сына отвратительный почерк, готовьте его во врачи.
  • Если хочешь, чтобы дети тебя услышали, попробуй говорить тихо с кем-нибудь другим.
  • Если ваш ребенок постоянно на всех дуется, купите ему тромбон. У ребенка талант.
  • Если ваш ребенок плохо кушает, общество «Чистые тарелки» рекомендует. Приготовленный обед разбросайте по всей детской и запустите туда ребенка. Ваш малыш обязательно будет подымать с пола всякую гадость и тащить ее в рот. Вскоре ребенок будет сыт, и тарелки мыть не надо.
  • Есть хороший способ, чтобы сын не приносил из школы двойки. Нужно снять ремень и отстегать учительницу.
  • Если ваш ребенок клянчит купить ему велосипед купите. Ведь не успеете вы оглянуться, как ваш ребенок вырастет, а велосипед вам достанется.
  • Если вы заметили, что ваш ребенок курит, не спешите его наказывать. Вдруг вашему сыну уже далеко за двадцать.

Источник информации http://www.agakids.ru/joke.html