Закрыть
Статистика
- Пользователи
: 875
- Группы
: 119
- Дискуссии
: 8
- Альбомы
: 11
- Фото
: 48
- Видео
: 6
- Обьявления
: 46
- Активность
: 5836
- Сообщения стены
: 37

Статистика

Новости из детского сада

Кризисы дошкольного возраста

PDF
Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка?
Кризис развития – естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.
Кризис 1 года (приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет).
У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться.
Проявления:
• всплеск самостоятельности (ребенок осваивает множество движений и действий, а, следовательно, у него появляется много целей)
• появление аффективных реакций (плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание).
• усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений – с одной стороны – стремление к самостоятельности, а с другой – необходимость в помощи в действиях со стороны матери или других близких взрослых)
Что еще происходит с ребенком? Появляется своеобразная детская речь, которая отличается от взрослой. Слова становятся ситуативными (зависят от конкретной ситуации).
В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действиях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.
Что могут сделать родители?
• давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи)
• создавая запреты, не делайте их слишком много
• старайтесь соблюдать спокойствие и терпение (ведь именно вы - взрослый человек) - ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.
Кризис 3 лет (приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)
Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые отношения. Начинают выстраиваться отношения с другими детьми. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я.
Проявления:
• Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.
• Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.
• Строптивость – общий протест против привычного образа жизни. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
• Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам. Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей). Ребенок чувствует и расценивает как важные только собственные желания и потребности.
• Протест-бунт – ребенок в состоянии постоянного конфликта с окружающими.
• Обесценивание - ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам), может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения), у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
Что могут сделать родители?
• обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо «Убери игрушку» - «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?»)
• ведите себя с ребенком, как с равным (спрашивайте разрешение, беря его вещь, старайтесь внимательно и с уважением относиться к его границам)
• попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» - как и во время кризиса 1 года, шлепки и крики – бесполезны. Будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению, но всегда руководствуйтесь здравым смыслом. Иногда уступить – это не слабость, а демонстрация компромисса.
• запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными
• проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению, иногда нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.
• если у ребенка началась истерика, переждите ее, а потом объясните как «правильно» себя вести и почему (будьте готовы к тому, что одного раза может быть недостаточно).
Кризис 7 лет (6-7 лет)
В этот период происходит становление внутренней позиции школьника, происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности.
Особенности переживания ребенка в этот период
– переживания обретают смысл (ребенок осознает «я боюсь», «я сердит», «я добрый») и происходит обобщение переживаний (формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению).
Проявления:
• Пауза - промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией. Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.
• Спор - ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость), возражать.
• Непослушание - невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.
• Хитрость - нарушение привычных требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.
• "Взрослое поведение" - ребенок ведет себя демонстративно "по-взрослому". На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении - в карикатурной взрослости.
• Внешний вид - внимание к собственной внешности. Споры об одежде.
• Требовательность - настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.
Что могут сделать родители:
• предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая помогать ему в сложных ситуациях обсуждайте с ребенком различные «взрослые» проблемы, внимательно выслушивая его
• если ребенок высказал ошибочное суждение, попробуйте его обсудить, объяснить другую позицию
• предлагайте ребенку способ решения проблемы, хвалите его в случае успеха - отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет – возраст «почемучек»)
• будьте последовательны в своих требованиях - окружающие должны предъявлять к ребенку единые требования - соблюдайте культуру диалога (ребенок при общении подражает манере близких)
• подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.
Источники:

Почему важно рассказывать сказки?

Сказка – это известный во все времена способ взаимодействия с ребенком. Его каждый из нас знает от своей бабушки, а она, в свою очередь,от своей бабушки и так далее… Страшный дракон, храбрый рыцарь, прекрасная принцесса и забытый всеми плюшевый мишка - вот герои сказок, благодаря которым ребенок познает мир и себя. Это простой способ помочь развиться воображению, развеять детские страхи, научить ребенка чему-то новому.
Даже самым маленьким рекомендуется иметь свою библиотеку. Пусть это будет всего лишь одна полка в шкафу с игрушками, выделенная для книг. Не стоит покупать слишком дорогие издания, наоборот, сгодятся старые, любимые с детства книги папы и мамы. И пусть Вас не смущает потрепанность обложки, ведь детская дружба бывает суровой: схватить перепачканными пальчиками, крепко обнять, попробовать на вкус и на прочность.
Как узнать хорошую книжку?- правила просты:
1. выбирайте твердую обложку, которая удобно и легко открывается и закрывается.
2. посмотрите на иллюстрации. Они должны быть яркими, понятными и красивыми. В книжках для детей двух-трех лет картинки украшают каждую страничку, часто сопровождаются также музыкальным сопровождением, для детей постарше картинок меньше. Шрифт крупный, разборчивый. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть в книге текста, чтобы вы могли быстрее переворачивать страницы, а малыш не успевал заскучать, рассматривая одну и ту же картинку
3. Учитывайте смысловую нагрузку сказки. Сказка на ночь может подсказать, как найти выход из непростого положения, например «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (отношения брата с сестрой), «Зайкина избушка» (помощь друзьям) и др. Важно быть рядом с ребенком не только во время чтения, но и когда он рассматривает картинки.

Сегодня можно купить диски с записью разных сказок или найти их в сети, это прекрасный способ развить воображение малыша, научить его слушать, а так же помогает освободить немного времени для мамы, пока малыш увлечен прослушиванием. Но, конечно, стоит помнить о том, как важно научить ребенка воспринимать текст правильно, и что прослушивание аудио сказок не заменяет чтение.
У сказок и рассказов для детей много плюсов. Пятнадцать минут чтения вслух в день - и ваш малыш станет послушнее и смелее, впечатлительнее и любознательнее. Он сможет сам справиться со своими слабостями. Пользу от сказкотерапии вы заметите уже через несколько недель. И вот почему:
Сказки упорядочивают мир ребенка:
Следя за судьбами сказочных персонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах. Мир в сказках прост: существует отчетливая граница между добром (работящая Золушка) и злом (жестокая мачеха).
Сказки воспитывают:
В сказочных героях дети видят себя. Если хотите научить сына хорошим манерам, найдите книжку о ком-нибудь, похожем на него, например, о мальчике, которому столько же лет, который не любит чистить зубы.
Если ребенок жадничает, почитайте ему «Сказку о рыбаке и рыбке», а если любит много фантазировать, то подойдет «Заяц-хвастун». Конечно очень важно после прочтения сказки задать ребенку несколько вопросов о прочитанном, но избежать упреков и внушения страхов («…ты такой же грязнуля и мойдодыр тебя накажет…!»)

Сказки утешают:
Простые, рифмованные и забавные истории помогут развеселить ребенка, например, после ссоры в детском саду. Такую книжку стоит взять с собой на прием к зубному врачу. Сказки для детей всегда хорошо кончаются. Побеждает добро и справедливость, детям хочется, чтобы так было и в реальности.
Бывают в жизни ребенка моменты, когда старая добрая сказка, прочитанная теплым и выразительным маминым голосом, просто незаменима: если ребенок только начинает ходить в детский сад, если разводятся его родители или семье предстоит переезд на новую квартиру.

Сказки могут многое поведать о ребенке:
Дети могут часами слушать одну и ту же сказку. Если ваш ребенок требует, чтобы вы все время читали ему «Гадкого утенка», возможно, он чувствует себя одиноким и беспомощным в садике.
Если вы знаете, что у него проблемы (например, поссорился с другом), а сам он не хочет об этом говорить, не настаивайте, лучше выберите подходящую сказку, и вы наверняка подскажете ему, как все исправить.

Сказки развивают воображение…
Вам необязательно читать книжки «от корки до корки». Если ребенок начинает нетерпеливо вертеться на месте, закройте книгу и спросите: «А как ты думаешь, что было дальше?» Пусть ребенок придумает свое продолжение и расскажет его папе, когда тот вернется с работы. А еще можно нарисовать любимых сказочных героев.
.…и мыслительные способности
Чтение вслух способствует образованию миллионов соединений нейронов в мозгу, что улучшает мозговую деятельность и хорошо сказывается на умственном развитии ребенка.
Слушая сказки, малыш увеличивает свой словарный запас и хочет научиться читать самостоятельно. Когда ребенок пойдет в школу, он уже будет уметь правильно составлять предложения, а также иметь развернутые представления не только о мире реальном, но и литературном.
Источники:
https://www.passion.ru/mama/obuchenie-i-razvitie-detey/ А.И. Копытин «Арт-терапия»
on.ru/mama/obuchenie-i-razvitie-detey/А.И. Копытин «Арт-терапия»