В чём отличие БПИ от игровых уроков и для чего они нужны нашим детям?
Коренное отличие БПИ от других игровых форм состоит в целях её проведения. Мы создаём условия для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения. Участники игры получают возможность понять себя и других, увидеть и прочувствовать перспективы развития, прожить модели поведения, отношений, которые до этого казались невозможными или были недоступны. Все знания, навыки и умения играющего становятся лишь средством, а целью выступает сама Игра, становясь «маленькой жизнью», которую проживает каждый участник. Можно творить себя, свои отношения с другими, своё будущее и будущее мира в совершенно безопасной атмосфере и ситуации. Игра позволяет участникам получить опыт, ценный и для их настоящей жизни. Заставляет понять, что образование – не цель жизни, но средство для качественной жизни, деятельности и самопознания.
Для каждой игры мы готовим пространство. Порой зала бывает не достаточно, приходится использовать еще некоторые кабинеты и школьный двор. В одном игровом действии трудно совместить все элементы игры, объять весь ее потенциал. Так рождаются игровые пространства раз¬ного типа.
Первый вид БПИ — самый распространенный, самый простой — это так называемые игровые «оболочки». В данном случае игра используется как некоторое обрамление, общий фон психологической работы. Игровые «оболочки» используются в начальной школе, хороши они и для младших подростков. Каждое испытание представляет собой задание на развитие определенных навыков, отношений в группе или с педаго¬гом и т. д. Игровые «оболочки» могут быть самыми разными. Например, путешествие на поезде от станции к стан¬ции, движение внутри от уровня к уровню, международная конферен¬ция журналистов, с проходящими в ее рамках мастер-классами, созда¬ние узоров в волшебном калейдоскопе. Все это реальные сюжеты, положенные в основу уже апробированных игр. Со всеми предложенными заданиями дети и подростки могут справиться, если объединяться друг с другом и будут друг другу помогать.
Для ребят постарше, наряду со сплочением коллектива, важно так же развитие навыков самопрезентации. Так в игре «Репортер» в роли международного журналиста участники могут по-новому представить себя и иначе увидеть своих одноклассников. В непростых заданиях практической части каждый прочувствует как свою персональную ответственность за успех, так и необходимость слаженно работать в группе. В игре «Алмаз раджи» в роли детектива, объединившись в детективные агентства не с тем, с кем хочется, а с тем на кого выпал жребий, ребята отрабатывают навыки работы в команде.
«Игра-проживание» позволяет создать условия для построения межличностных от-ношений, создания и осмысления ценностей личного существования.
Быть членом коллектива и одновременно оставаться собой – задача не из лёгких, а в экстремальной ситуации тем более. В 7 и 8 класс подростки учатся «выживать на необитаемом острове» и «спасать инопланетные миры». Одна и та же игра в разных классах может пройти совершенно по-разному. Но каждый участник вынес из неё свой личный, а значит наиболее ценный опыт.
У девятиклассников свои проблемы – впереди горячая пора экзаменов. Справиться с эмоциональным напряжением в ситуации проверки знаний помогает игра «Экзамен как повод поиграть». Ее цель – снизить уровень тревожности, психологически подготовиться к сдаче экзаменов. После игры у участников меняется отношение к экзаменам, уходит страх, уступая место спокойной уверенности в своих силах.
Третий вид игровой деятельности — «игры-драмы». За содержанием любой «игры-драмы» стоит необходимость самоопределения каждого участника в конкретной игровой ситуации и совершение личного выбора. А за игровым выбором всегда стоит ценностно-смысловое самоопределение Личности. Однако не только процедура выбора в таких играх драматична. Как только участник решает для себя: я выбираю такой-то путь, он ставится в ситуацию символического проживания этого пути. В процессе такого проживания становятся очевидны все потери и обретения, все последствия выбора.
Важно не только уметь делать выборы и принимать их следствия, не менее важно уметь строить свою жизнь в контексте сделанного выбора. То есть «игра-драма» ориентирована на решение еще одной пси¬хологической задачи, которая для участников озвучивается прибли¬зительно так: «Теперь, когда ты сделал свой выбор, как ты будешь строить свою жизнь?» В такие игры мы играм со старшеклассниками.
Проблема выбора решения ежедневно возникает перед каждым из нас. Мы привыкли к этой ситуации и нередко даже не замечаем, как множество раз в день делаем свой выбор и несём за него ответственность. У наших детей такой опыт пока ограничен. Каждый сам выбирает в БПИ, кем быть и как дальше жить. Очень важно и ценно ощутить на себе ответственность за своё решение и понять неизбежность последствий. Это особенно актуально для старшеклассников, ведь впереди у них настоящая, большая жизнь.
В «играх-драмах» есть возможность регулировать как глубину лич¬ностного погружения участников в процесс, так и степень близости отношений между ними. Усиливая игровой компонент, ведущий, как это ни парадоксально на первый взгляд, защищает участников от пе¬реживаний, у них появляется возможность прикрыться ролью: я так действую по инструкции, а не потому, что я сам такой. Чем четче инструкции и чем большая роль в развитии игровых событий принадлежит ведущему, тем более поверхностными получаются отношения участников. И наобо¬рот: отстранясь от управления событиями, передавая участникам сво¬боду действий, ведущий способствует развитию общения в игровой группе.
Безусловно, БПИ еще будут совершенствоваться. Но сегодня, опираясь на результаты и обратную связь, полученную от учащихся, можно уверенно говорить о пользе применения Игры.
Психологическая служба благодарит администрацию школы, классных руководителей, родителей за помощь в подготовке БПИ, участие в этих играх и надеется на дальнейшее сотрудничество.
До встречи на игре!
Психолог Брезгалова О. В