Советы психолога

Роль дедушек и бабушек в воспитании детей

Семья – это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.
В русском быту бабушка и дедушка занимали положение "старших родителей". В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками.
У русских старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству, и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать и т.д.

Проблемы личной безопасности и проявление страха у детей

Самое главное преимущество малышей и дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что они любят правила. Фактически они полагаются на правила. Вы замечали, что когда вы забываете или слегка отклоняетесь от правила, установленного для ребенка, он напоминает вам о нем и заставляет ему следовать? Большинство детей обожают действовать по правилам; особенно им нравится управлять своими приятелями по играм королевскими повелениями типа: "Моя мама сказала..." Часто  дошколята напоминают о правилах взрослым родным, няням и учителям. Можете быть уверены: если правила личной безопасности наряду с другими правилами излагаются вами ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами - ваши дети обязательно будут следовать этим правилам.

Как помочь ребенку чувствовать себя уверенным, сильным и нужным? (рекомендации для родителей)

1. Первое и важное условие, от которого зависит, как ребенок ощущает свое место в мире, свою безопасность, свою силу  – это взаимоотношения между супругами. Они задают основу ДОМА, СЕМЕЙНОГО ОЧАГА и через это формируют представления у ребенка об окружающем мире, влияют на его самочувствие.
2. Крайне важно осознать, что эмоциональное состояние ребенка является платформой для его будущего развития. Так если ребенку мир представляется отталкивающим, не любящим, не заботящимся о нем, враждебным по отношению к нему, то возникают тревожность и беспокойство – злейшие враги ребенка, отрицательно влияющие на его поведение, речь, способность общаться и учиться. Суть в том, что ребенок не только эмоционально сверхчувствителен, но он также и сверхуязвим. В глубине души мы можем испытывать пламенную любовь к своему ребенку, но этого недостаточно. Именно через наше поведение он ощущает нашу любовь к себе:  не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем. На ребенка наши поступки действуют гораздо сильнее, чем слова.

Половое воспитание дошкольников (консультация для родителей)

Под коротким словом «пол» кроется множество разных смыслов: родовая принадлежность, сексуальность, эротика, психологические особенности, социальные отношения мужчин и женщин и т.д. Как у ребенка происходит процесс полового развития? Как у него формируется представление о себе как о мальчике, девочке? Какие факторы оказывают на этот процесс существенное влияние?

Половое созревание начинается, когда ребенок еще находится в утробе матери. Первый вопрос: кем он будет, мальчик или девочка?
Известно, что в ядре каждой клетки человеческого организма содержится 23 пары хромосом, из которых 22 пары у мужчин и женщин одинаковы. 23-я - половая пара – состоит у женщин из двух х-хромосом, а у мужчин из различающихся и несущих разные гены хромосом - х и у. Хромосомный пол определяется тем, какую хромосому несет в себе сперматозоид, оплодотворяющий яйцеклетку. Если у-хромосома – мальчик, если х- девочка.

Развитие критического мышления у дошкольников

Дошкольное воспитание и обучение создаёт условия для формирования и развития личности ребёнка, способного успешно адаптироваться в современном постоянно меняющемся мире. Использование стратегий критического мышления в дошкольном образовании может создать основу для последующего развития мышления детей, соответствующего современным требованиям.

Что значит «критическое мышление»? В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия, но общий смысл сводится к следующему. Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критическое мышление - мышление оценочное, рефлексивное.  Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит, сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.