Советы психолога

Если ребенок в семье царь

"У нас в семье такая ситуация: дочке 6 лет, хорошая девочка, в саду ее хвалят, воспитатели довольны. Но дома проблемы! Мы стараемся учитывать мнение ребенка, давать ему право голоса. Но, иногда мне кажется, что ребенок не чувствует границ, не понимает, что нужно слушаться взрослых, стремится решать все сам. Часто она командует и взрослыми, а это очень неприятно!
Как не забить ребенка родительской властью, давать ему право на самоопределение, но в то же время сохранить авторитет родителей?"
 
Ребенок, конечно, должен иметь право высказать свое понимание ситуации и пожелания. Но последнее слово должно в любом случае принадлежать взрослым! Ребенок не может быть автором идей, куда пойдет семья, и что будут делать окружающие взрослые. Также только отчасти может влиять на то, что делает он сам. Режим дня и главные занятия ребенка определяют все же взрослые. И в общении с ребенком лучше эту идею подкреплять, чтобы не создавать ребенку ложных ориентиров.

Нейропсихология на практике

Хочу немного рассказать о новом направлении в моей работе, которое я  начала интенсивно использовать в работе с детьми в этом году. Началось все с того, что мне попалась книга, в которой были собраны нейропсихологические упражнения. Мне стало любопытно, потому, что я изучая проблемы недостаточного развития Высших психических функций (память, внимание, мышление), неоднократно видела положительные отзывы после применения данных упражнений.  Изучив этот вопрос глубже , я обучилась по программе нейропсихология и стала применять данную методику в работе с детьми. И правда результаты меня очень радуют.  Однако я стала сталкиваться с настороженностью некоторых родителей. Понимая то, что все неизвестное нас пугает , я решила более подробно рассказать для чего нужна эта методика.

20 фраз, которые ни за что и никогда нельзя говорить детям – опасные слова, которые ломают ребенку жизнь

Многие «воспитательные» фразы у нас, родителей, вылетают просто на автомате. Мы их слышали от своих родителей, а теперь наши дети слышат их от нас. Не пытаясь обдумывать нашу речь, мы можем нанести ребенку существенный вред, ведь все наши запугивания, упреки и предостережения навсегда останутся «голосом в его голове», который в самый неподходящий момент может сбить человека со своего пути, заставить отказаться от чего-то важного и значимого в его жизни. Попробуем разобраться, на что «программируют» ребенка и к чему приводят хорошо известные родительские слова.
1. «Не будешь слушаться – отдам тебя соседке», «Не будешь спать – тебя заберет серый волк», «Будешь убегать – злой дядька тебя заберет и унесет с собой» Разные ситуации, разные фразы, но одна суть – испугать ребенка, чтобы добиться послушания. Действует безотказно, ведь для ребенка самое страшное – разлучиться с мамой, но имеет существенный «побочный эффект» — от этих страшилок у ребенка может просто развиться невроз. Такие слова не учат ребенка пониманию, почему опасно убегать или не слушаться маму – они просто наводят страх. Пугая ребенка бабайками, злыми дядьками и другими персонажами, мы можем сделать из него невростеника, который будет пугаться любого шороха, но так и не поймет, что же надо делать, чтобы избежать опасности. Лучше доступно объяснять ребенку, почему он должен что-либо делать, и что будет, если этого не делать.

Как мы делаем несчастными наших детей

Мы не хотим знать практически ничего про тех, кого любим. Чак Паланик. «Бойцовский клуб».
В пылу ссоры – а иногда и просто в воспитательных целях – мы порой любим раздавать определения относительно личности наших детей их характера, внешности, успешности, друзей и даже будущего.
Кто из нас не слышал (в свой адрес или в адрес любого другого ребенка): «неумеха», «лентяй», «кривые руки», «она у нас такая стеснительная», «не реви, ты же мальчик!»
Встречаются и такие фразы: «Старшая у нас умница, а младшей не повезло…» или даже: «Колония по тебе плачет!»
Главная опасность подобных высказываний в том, что они являются своеобразными программами, определяющими поведение ребенка как в настоящем, так и в будущем.

Детские комплексы: причины и способы борьбы

Представьте себе ситуацию: мама выходит из подъезда с малышом, которого сразу же обступает толпа соседок, они начинают сюсюкать и обязательно требуют рассказать про свою детскую жизнь. И тут происходит вполне закономерная реакция ребенка, который молчит и прячется, стараясь увести маму подальше от этого места с чужими тетками. Но, вместо этого, мать, считающая себя опозоренной, краснеет и начинает отчитывать ребенка. Знакомо? Так вот, можно уверенно сказать, что ребенок от одной такой ситуации может получить кучу комплексов на всю жизнь.