Можно привести лошадь к водопою,
Но нельзя заставить ее пить.
Дороти Паркер
- В общении с подростком важен акцент на внутренних мотивах (познание, саморазвитие, взаимодействие, помощь другим людям). Поддерживайте его любознательность своим интересом к его открытиям.
- Не спешите с готовыми ответами. Какая бы не стояла перед подростком проблема (дисциплина на уроке или желание узнать продолжительность жизни хомячков) спрашивайте! Его спрашивайте! Задавайте вопросы так, чтобы он размышлял, рассуждал, сам старался найти ответы, разобраться в причинах и следствиях.
- Поддерживайте стремление подростка к проектно-исследовательской деятельности. Интересуйтесь. Меньше говорите, больше слушайте и удивляйтесь его интеллектуальным находкам.
- Желательно отказаться от акцентов угнетающих учебную мотивацию и ориентирующих подростка на получение отметки (долженствования; материальное вознаграждение; порицание и похвала за отметки, а не за старания и т.д.)
- При решении любых жизненных задач полезно больше внимания уделять процессу. Если дело будет сделано качественно, то и результат подтянется. Результат - это зеркало выполненной работы.
- В оценивании результата можно опираться на сравнение сегодняшних достижений подростка с его предыдущим опытом успехов и неудач.
- Анализируйте причины неуспеха вместе с подростком.
Если подросток видит причину неудач в своих низких способностях или в чрезмерной трудности задания, он вряд ли будет рассчитывать на успех и проявлять упорство. Уровень личностных притязаний у него будет низким.
Если ребенок считает, что неудача постигла его из-за недостаточной настойчивости и упорства, он будет работать в новой ситуации более настойчиво.
Психолог Брезгалова О.В.