Размер шрифта
А А А
Цвета фона и шрифта
Ц Ц Ц
Изображения
г. Новороссийск, ул. Гайдара, 37
Версия для слабовидящих Обычная версия
Версия для слабовидящих Обычная версия

Как правильно хвалить ребенка, чтобы стимулировать его развитие?

Всякая ли похвала является для ребенка полезной?
В книге Стивена Гросса "Искусство жить" кратко и интересно описана идея о том, как похвала может лишить уверенности в себе. Стивен Гросс делится  наблюдениями из собственной жизни, данными некоторых исследований, которые наглядно иллюстрируют нам, как пустая похвала, или похвала не по делу может снизить мотивацию ребенка к творчеству, к решению сложных задач, отрицательно сказаться на самооценке.

Известный психоаналитик рассказывает об исследованиях, проведенных с участием детей 10-11 лет в 1998 году психологами Кэрол Двек и Клаудии Мюллер. В исследовании принимали участие 128 детей. Смысл психологической работы сводился к тому, чтобы пронаблюдать связь между определенной похвалой и динамикой мотивации к решению сложных математических задач.

Исследование проводилось в два этапа. После первого этапа эксперимента одних детей похвалили за ум, а других за старательность. В результате ученики, которых похвалили за старательность,  проявили значительно больше стремления искать новые подходы к решению задач на втором этапе исследований. А те дети, которых похвалили за ум стали тревожнее и волновались за потенциальные провалы, проявляли меньше упорства по мере усложнения примеров. Кроме того, когда их попросили описать эксперимент в письмах ученикам другой школы, некоторые из "умных" детей приврали и завысили свои результаты. Как видим, "хватило одной единственной фразы, чтобы подорвать у детей веру в себя и начать  лгать".

Стивен Гросс считает, что говоря похвалу своему ребенку (а особенно в обществе), мы тем самым поднимаем свою самооценку, " ведь мы сигнализируем окружающим, какие мы фантастические родители, и каких мы растим потрясающих детей. Но для самоощущения самих детей в таких похвалах мало проку. И если мы делаем все это для того, чтобы поменьше думать о своих детях, об их внутреннем мире и их чувствах, то похвалу, равно как и критику, можно в конечном итоге считать открытым выражение нашего к ним безразличия.»

Конечно, то, что описывает Стивен Гросс, не является повсеместным и присущим любой похвале, однако в том, что он пишет,  есть много правды о реальности.

Нужно больше обращать внимания на те усилия, которые ребенок вкладывает в свое дело, и на то, как он сам оценивает то, что сделал.
Стивен Гросс  описывает пример того, что может поднять самооценку ребенка. В свое время он встретился и побеседовал с 84-летней Шарлоттой Стиглиц, матерью Нобелевского лауреата, экономиста Джозефа Стиглица.

Стивен Гросс, наблюдал, как Шарлотта общалась с 4-летним мальчиком, который рисовал. Она не хвалила его, а делилась с ним, тем,  что видела в рисунке или задавала вопросы. ОНА ПРИСУТСТВОВАЛА В ЕГО МИРЕ. Именно такое присутствие, считает автор, помогает понять ребенку, что он вызывает интерес у взрослого, взрослый о нем думает!

"Присутствие в мире других людей, будь то дети или друзья... даже присутствие в собственном мире, это очень тяжелый труд. Но не этого ли внимания - то есть ощущения, что кто-то старается думать о вас - хочется всем нам больше любой похвалы".

 

Статья подготовлена по материалам из открытых источников.

Поделиться материалом:
Задать вопрос
политикой конфиденциальности