Алеша - левша. Причем в их семье леворукость передается по наследству по мужской линии. Его деда когда-то очень долго и тяжело учили держать ручку в правой руке. Писать он научился только к десяти годам и то, как курица лапой. Двоечником был и отец, правда, это не помешало ему стать известным химиком, но почерк у него до сих пор ужасный. Алешу родители начали переучивать буквально с рождения. Все кончилось тем, что мальчик вообще перестал брать в руки карандаш. Мама сердилась, папа считал, что сын притворяется. Кое-как мальчишка начал учиться в школе, он старался писать правой рукой. Самое страшное, что ребенок изменился психически: из живого и улыбчивого малыша он превратился в замкнутого и неуравновешенного буку.
Существует расхожее мнение, что леворукий ребенок - не совсем нормальный в хорошем смысле этого слова. Поэтому-то многие родители, думая, что их чадам в будущем придется мириться со многими трудностями, начинают переучивать детей - переделывать под правшей. Главная проблема левшей в том, что их меньшинство. Сколько? Оценки расходятся. Называют цифры от 10 до 30 процентов. Во многих странах мира, таких как США, Франция, Германия, Англия и др., леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для их нормального существования в праворукой среде. Там работают специальные магазины для левшей, где можно купить ножи и ножницы, спортивные принадлежности, швейные машинки, компьютерную клавиатуру, различные приспособления. Взрослый-левша без труда там может выбрать профессию станочника (!), для него найдется оборудованное по-иному рабочее место. У нас, понятно, такого нет...
Еще несколько лет назад в отечественной педагогике вопрос о выборе руки для письма решался однозначно: всем работать в тетради только правой рукой! Переучивали всех без исключения детей, используя самые жесткие меры, не считаясь с ребенком, его особенностями, возможностями и даже здоровьем. А между тем, заставлять ребенка-левшу пользоваться правой рукой как ведущей не следует. По крайней мере, специалисты настоятельно рекомендуют этого не делать. Ведь гуманитария невозможно превратить в человека с техническим складом ума, также и с левшами. Насильственное переучивание может привести к тому, что ребенок станет нервным и раздражительным. Он будет лениться и плохо учиться в школе. Не исключено, что его организм воспротивится неудобствам до такой степени, что возникнут заикание, нервные тики и даже энурез.
Поймите наконец, что левшество - не патология, а интересная особенность. Причем, если ребенку не говорить, что он не такой, как все, проблем, скорее всего, просто не возникнет. Психологи утверждают, что "комплекс левши" обычно появляется по вине родителей.
Ведущую руку левши нужно "совершенствовать" с раннего возраста. Для этого необходимо ее тренировать. Впоследствии это здорово поможет ребенку в учебе. Попросите, к примеру, малыша положить руку на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый пальчик, наибольший эффект принесет задание в игровой форме. Еще можно при помощи пипетки переливать воду из одного маленького сосуда в другой. Образное мышление маленького левши можно использовать при обучении его грамоте и письму. Скажите, что буква "х" - это шагающий человечек, а "ф" похожа на очки и т.п. Учителя говорят, что дети-левши особенным образом складывают числа. Например, складывая 14 и 55, они сначала к 55 прибавляют 5, потом 10, а после отнимают единицу. Многие левши не умеют решать задачи по физике или математике, пользуясь заданным алгоритмом. Они часто приходят к правильному ответу совершенно нерациональным путем и делают это не специально, просто им так удобнее.
Левши бывают небрежны, когда рисуют, лепят, пишут. К этому следует относиться терпеливо. Учтите, такие дети мыслят образно, они - личности творческие, а творческие люди всегда несколько бесшабашны. Эти дети придают большое значение содержанию, а не форме. Многие левши хорошо играют в теннис, фехтуют, танцуют и поют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них. Вообще, как гласит статистика, среди левшей намного больше талантливых людей, чем среди правшей: среди левшей - 20%, а среди правшей - не более пяти.