- 1. Знакомство с Интернетом следует начинать довольно рано, как только ребенок проявит интерес к компьютеру. Если родители не выступят с инициативой в этом вопросе, то ребенок приступит к изучению компьютера и Интернета методом «научного тыка», что чревато возникновением проблем.
- На этапе знакомства с Интернетом родителям нужно провести ознакомительную беседу, т.е. не только показать, как пользоваться Интернетом, но и обсудить с детьми, для чего он нужен, когда бывает полезен, каким функционалом ребенку можно пользоваться. Важно рассказать и об угрозах и опасностях Интернета – мягко и в доступной форме.
- Необходимо установить правила, касающиеся количества времени, проводимого ребенком в сети, и обговорить список сайтов, на которые можно заходить, и список игр, в которые можно играть. В случае интереса ребенка к поисковым программам, можно научить его пользоваться безопасными детскими поисковиками.
- Следует регулярно интересоваться тем, как ребенок провел время в Интернете, чем занимался, на каких сайтах бывал, с кем общался. Важно приучить малыша рассказывать о любых беспокоящих его моментах и случаях; поощрять его задавать любые вопросы, которые возникают в процессе работы в сети.
- Необходимо настойчиво предупреждать, фактически внушить ребенку мысль, что не все в Интернете — правда; что не все люди говорят правду; что не на всех сайтах правдивая информация; что не все люди настроены доброжелательно. Когда ребенок станет старше, можно научить его проверять информацию, показавшуюся ему недостоверной, при помощи поисковиков.
- Следует ненавязчиво наблюдать за ребенком после того, как он освоил Интернет – не появилась ли зависимость, не предпочитает ли он работу в Интернете любому другому виду досуга, не проводит ли в сети слишком много времени. В случае возникновения подозрений об Интернет-зависимости, рекомендуется проконсультироваться с психологом.
- Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;
- Остановимся на нескольких технических аспектах, связанных с информационной безопасностью ребенка в Интернете. Для обеспечения безопасности ребенка в сети родителям необходимо:
— предварительно установить антивирусные программы;
— настроить фильтры браузера;
— самостоятельно зарегистрировать ребенка на интересных ему сайтах и в соц.сетях, избегая имен и ссылок на пол и возраст;
— регулярно менять пароли везде, где они требуются, — пароли от электронной почты, электронных кошельков, личных кабинетов и т.д.;
— проверять списки контактов ребенка в чатах и социальных сетях;
— просматривать историю/журнал интернет-браузера – на каких сайтах побывал ребенок во время работы в сети.
Для того чтобы у ребенка не возникли напряженность и подозрительность, связанные с угрозами, исходящими из Интернета, желательно обсуждать эту тему осторожно и доброжелательно. Полезными будут различные презентации, видеоролики и детские стишки, которые доступны родителям в сети.