В позиции слушающего:
- Проявите терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте. Прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это. Ваша задача как слушающего — помочь ребенку в выражении, своих проблем.
- Слушайте ребенка безоценочно: если вы будите оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам. Старайтесь действительно понимать ребенка.
- Оставьте советы на потом: помните, что лучшие решения в конфликте — это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал. Часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого начала — и все же пусть ребенок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.
В позиции говорящего:
- Говорите открыто и без обвинений — не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось.
- Дайте ему самому сказать о себе — не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет.
- Сделайте шаг первыми — сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок;
- Долой ярлыки и штампы — не описывайте личность ребенка, тем более говоря «ты не внимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т. п.», старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;
- Конкретизируйте — избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приведите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.