Очень многие дети импульсивно реагируют на допущенные ими ошибки, так как ожидают от себя идеальных результатов. Давайте рассмотрим, как помочь ребёнку научиться справляться со своими ошибками и быть более терпимым к допущенным.
Некоторые признаки того, что ваш ребёнок боится делать ошибки:
- высокий уровень напряжения при выполнении развивающих заданий, при обычной игре или в процессе решения бытовых вопросов;
- безжалостная самокритика к собственным действиям, медлительность, скрупулёзность;
- переделывание выполненной работы, если она не выполнена «идеально»;
- тенденция возвеличивать свои несовершенства («Я не умею», «У меня никогда не получится», «Я хуже всех» и т.д.);
- не возможность воспринять критику окружающих о проделанной работе, даже самую конструктивную;
- придирчивость к деталям и мелочам;
- не желание обсуждать с кем-либо свои промахи;
- страх пробовать новое (страх неудачи), вплоть до отказа от деятельности;
- ощущение неполноценности, никчёмности, «плохости»;
- частое разочарование результатом своей деятельности;
- неумение радоваться полученным результатам или процессу деятельности;
- скорейшая постановка новой цели без возможности порадоваться только что выполненному заданию;
- желание постоянной оценки своей деятельности от других («Тебе нравится мой рисунок?», «Какую оценку ты бы мне поставила?»);
Можно сказать, что дети, которые боятся делать ошибки ,делятся на два типа: те, которые маниакально трудятся для достижения своих высоких и часто недостижимых целей, а также те дети, которые не ставят перед собой цели, так как заранее знают, что они не достижимы.
Как помочь ребёнку справиться с ошибками:
- Помогите ребёнку обратить внимание на то, что у него хорошо получается. Не будьте для своего ребёнка учителем с красной ручкой, которой вы постоянно выделяете его ошибки и промахи. Будьте учителем, который выделяет лучшее в деятельности вашего ребёнка.
- Научите ребёнка получать удовольствие от процесса. В особенности, если ребёнок что-то делает впервые.
- Ошибка одной природы с поиском, который приводит к наилучшим результатам. Помогите понять ребёнку, что ошибки ведут нас к успеху, так как благодаря им мы ищем более лучший способ выполнения работы. Ошибки – это опыт, а не катастрофа. Ошибки важно исправлять, почерпнув из них что-то новое.
- Учите ребёнка настойчивости. Дети, которые боятся ошибаться, как правило сдаются при первом появившемся на горизонте промахе. Поэтому поддерживайте ребёнка за его упорство и проделанные усилия, говорите о том, что верите в него, что у него получится. Здесь важно набраться терпения, так как ребёнок будет настойчиво твердить «Я не могу!». Поэтому в поддержании настойчивости ребёнка родителям также важно быть настойчивыми.
- Поддерживайте ребёнка за проявленные усилия, а не умения. Делайте акцент на производительности труда вашего ребёнка, а не на оценке его деятельности и в особенности личностных качеств. Описывайте то, что вы видите («Я вижу на твоём рисунке дом с крышей, цветы», «Ты так упорно занимался этой поделкой») вместо того, чтобы давать оценку его умениям («Я тебя здорово получилось», «Ты молодец»).
- Давайте как можно больше безусловной любви. Дети, в особенности способные к какой-либо деятельности (творческой, умственной и т.д.), могут ощущать свою значимость в семье только из-за своих способностей. Убедитесь в том, что ваш ребёнок ощущает, что его любят просто так, а не только за его достижения. Поощряйте детей, говоря о том, какие характеристики в них вы уважаете и любите. Обязательно говорите им о том, что вы любите их за то, что они есть, а не только за то, что они делают что-то хорошо.
- Предлагайте ребёнку иногда выходить из зоны своего комфорта. Предлагайте детям новые ситуации, новые условия, чтобы расширять их кругозор и внутренний мир. Обращайте внимание на его не стандартный поход к решению поставленной задачи.
- Сравнивайте ребёнка с самим собой. Научите ребёнка видеть свои изменения и достижения («Раньше ты этого не мог, теперь у тебя получается»).
- Давайте конструктивную критику. Конструктивная критика будет побуждать к действиям и поиску решения поставленных задач, а не к снижению самооценки.
- Прочитайте вашему ребёнку сказку. Через сказочный язык дети лучше понимают окружающую их действительность. Например, в книге австралийского психолога Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…» описана замечательная сказка о девочке, которая стремилась делать всё лучше всех и что из этого вышло.
- Разрешайте вашему ребёнку оставаться ребёнком. Не лишайте ребёнка детства, отдавая его на миллион кружков и развивающих занятий. Больше гуляйте и исследуйте окружающий мир через общение и путешествия.
- Поощряйте общение со сверстниками и друзьями. Поддержите ребёнка в том, что он может быть самим собой среди окружающих, и ему не нужно постоянно соревноваться и быть лучше всех. Все люди разные, идеальных не бывает. Жизнь – это не соревнование.
- Обратитесь за помощью психолога. Если вы испробовали все методы и не знаете, как помочь ребёнку , обратитесь к специалисту.
И в завершении хочу предложить отличный приём, который называется «30 ошибок». Предложите ребёнку взять разрешение, что он может допустить 30 ошибок во время выполнения поставленной перед ним задачи. Если ребёнок спросит : «А что будет, когда я допущу все эти 30 ошибок?», вы можете ответить: «Теперь ты можешь допустить ещё 30 ошибок». Таким образом ребёнок автоматически обходит свой прежний сценарий и принимает для себя позитивные стороны сценария .
Составила психолог : Чернова И.В.
/информация взята из интернета./