Под коротким словом «пол» кроется множество разных смыслов: родовая принадлежность, сексуальность, эротика, психологические особенности, социальные отношения мужчин и женщин и т.д. Как у ребенка происходит процесс полового развития? Как у него формируется представление о себе как о мальчике, девочке? Какие факторы оказывают на этот процесс существенное влияние?
Половое созревание начинается, когда ребенок еще находится в утробе матери. Первый вопрос: кем он будет, мальчик или девочка?
Известно, что в ядре каждой клетки человеческого организма содержится 23 пары хромосом, из которых 22 пары у мужчин и женщин одинаковы. 23-я - половая пара – состоит у женщин из двух х-хромосом, а у мужчин из различающихся и несущих разные гены хромосом - х и у. Хромосомный пол определяется тем, какую хромосому несет в себе сперматозоид, оплодотворяющий яйцеклетку. Если у-хромосома – мальчик, если х- девочка.
Родители, ожидая ребенка, уже представляют, какой он будет, и получается, что родители, еще не думающие о половом воспитании, уже оказываются включенными в этот процесс.
Как он протекает дальше? Принято выделять три этапа полоролевого развития человека.
- I этап – формирование полового самосознания (от рождения до 6 лет).
- II этап – усвоение половой роли (от 5 – 6 до 13 лет).
- III этап – формирование психосексуальных ориентаций (от 13 до 18 лет).
На втором году жизни ребенок, еще не выделяя себя среди других людей и не называя себя «Я», уже знает – мальчик он или девочка. Но не более того. Почему это так, он объяснить не может. Получая разъяснения, он узнает, что мальчики носят штанишки, а девочки платьица; мальчики играют машинками, а девочки куклами и т.д. Ко времени появления в речи «Я» дети знают свой пол, различают в этом отношении других людей, знают о некоторых отличиях в требованиях к стилю поведения девочек и мальчиков. Идет интенсивное освоение половых ролей. Этому активно способствуют и процессы идентификации (соответствия, соотношения) «физического Я»: дети узнают о своих руках, ногах глазах и т.д. Маленькие дети относятся к телесному низу и связанным с ним функциям как вещам совершенно естественным. Выделительные функции еще не вызывают брезгливости. Вид чужих половых органов может вызвать удивление, зависть, восхищение, даже страх, но никогда – отвращение. Мальчики гордятся своими половыми органами, отсутствие их у девочек часто кажется мальчикам либо смешным, либо результатом родительских наказаний, наконец, просто потери. Маленькая девочка может испугаться обнаженного мужского тела, хотя и неясно, что ее пугает: необычность зрелища или то, что у нее такого нет. Иногда мальчики думают, что девочки вообще не мочатся.
Все варианты детского поведения и умозаключения предусмотреть невозможно, поэтому важно прежде всего помнить о том, что интерес к телесному устройству и функциям органов промежности есть у всех детей, а удовлетворение его отвечает познавательной активности ребенка и входит необходимой частью в процессы полоролевой ориентации. У большинства детей к концу дошкольного возраста этот интерес затихает. Однако, если раньше он был блокирован или ребенок имел очень ограниченное знакомство с миром, он будет сохраняться до тех пор, пока не будет удовлетворен, пока ребенок не освоит и не переживет увиденное. Но чем позже это произойдет, тем больше будет вероятность эмоционально-негативной окраски воспринятого как грязного, постыдного и т.д.
К 5-6 годам ребенок уже понимает, что пол – это навсегда. Мальчики начинают понимать, что они будущие мужчины, и все больше ориентируются на мужское поведение; девочки, соответственно, на женское. Если использовать метафору реки, у которой два берега – мужской и женский – то после рождения дети независимо от пола находятся на женском берегу. Потом начинается процесс перехода. Для мальчиков он выглядит так: к 5-6 годам мама должна отпустить ребенка со своего «берега», а папа – позвать. У девочек процесс идет немного по-другому: папа зовет на свой «берег», мама отпускает. После 5-6 лет необходим процесс возвращения на женский «берег», поэтому папа должен отпустить, а мама позвать. Таким образом, процесс усвоения половой роли начинается в старшем дошкольном возрасте и продолжается приблизительно до 13 лет.
Многие исследователи считают, что в старшем дошкольном – младшем школьном возрасте начинается важный этап полоролевой социализации мальчика – период возникновения первых детских однополых компаний, когда ему необходимо создать свой, “мужской” мир. В это время у ребёнка формируются близкие ценностные отношения со сверстниками, которые он может использовать как источник мужских полоролевых моделей и сферу реализации маскулинныых качеств. Следствием преодоления мальчиком трудностей усвоения мужской роли является негативное отношение к девочкам и формирование особого “мужского”, подчёркнуто грубого и резкого стиля поведения, которое несколько смягчается лишь к началу подросткового возраста, когда мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от давления “женского” мира.
Однако мальчики, традиционно проводящие больше времени с матерью, в будущем встанут перед необходимостью изменения первоначально женской идентичности на мужскую по образцу поведения значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности. При решении этой задачи мальчик сталкивается с рядом трудностей. Во – первых, большинство окружающих его людей (воспитатели, учителя, врачи) женщины, в итоге он гораздо меньше знает о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Во – вторых, мальчик испытывает сильное давление со стороны социума при формировании у него полоспецифического поведения: этому раньше начинает уделяться внимание, больше подчёркивается ценность соответствующей половой роли и нежелательность уклонения от неё, а стереотипы мужского поведения оказываются более узкими и категоричными, чем женского. В – третьих, возможность проявить свои маскулинные качества (настойчивость, самостоятельность, двигательную активность и др.) у мальчиков ограничена, поскольку взрослые относятся к подобным проявлениям как к источнику беспокойства. Всё это приводит к выстраиванию половой идентичности на негативном основании. Мальчикам часто говорят: “Как тебе не стыдно плакать”, “Нельзя драться”, “Не будь девчонкой”, “Это не мужское дело” и т.д., при этом мужские ролевые модели поведения, в том числе способы реакции на обиду, не предполагаются. В результате ребёнок оказывается в ситуации, когда от него требуется делать что-то, что для него недостаточно ясно, по причинам, которых он не понимает в силу возраста.
Девочка находится в более выгодном положении, поскольку с раннего детства наблюдает соответствующую своему полу ролевую модель. В дальнейшем ей не придётся отказаться от первичной идентификации с матерью, а окружающие женщины (воспитатели, учителя, врачи и др.) только помогают ей сформировать адекватный образ себя как женщины. Однако в отношениях девочки с матерью также имеются специфические проблемы.
Общепризнан тот факт, что одна из важных задач развития ребёнка как личности является разрушение первичной симбиотической диады “мать – дитя”, в которой ребёнок не воспринимает себя и фактически не существует как отдельный субъект. По результатам исследований Ю.Е.Алёшиной, А.С.Волович и др., проведение границ между собой и матерью особенно актуально именно для девочек. В силу специфики собственного опыта (быть женщиной, дочерью) мать склонна воспринимать дочь как своё продолжение, что проявляется в более тесном физическом кон такте с младенцем – девочкой, ограничении её двигательной активности, часто приписывании ребёнку каких – либо потребностей на основании идентификации с собой.
Отношения девочки с матерью становятся ещё более симбиотическими, чем у мальчика, в результате у неё возникает потребность поиска такого человека, который дал бы ей ощущения безопасности без угрозы растворения пока ещё слабого “Я” ребёнка в привычной диаде. Этим человеком может стать отец, важность и ценность которого в жизни девочки также общепризнанный факт, однако он, как правило, уделяет дочери сравнительно мало внимания. Исследования показывают, что желание привлечь внимание отца, проявить себя может быть сопряжено с негативным переживанием девочкой ощущения собственной вторичности по сравнению с притягательным миром взрослых. Такая ситуация формирует у девочки ощущение своей незначительности, что усугубляется влиянием социокультурных образцов, где женщине отводится второстепенная роль. В итоге основной проблемой полоролевой социализации девочки становится более высокая оценка всего женского.
Становление позитивной полоролевой идентичности у детей возможно в том случае, если взрослые (родители, педагоги) учитывает психологические особенности детей разного пола. Зная психологические особенности мальчиков и девочек, закономерности их полоролевого развития, взрослый может найти наиболее адекватные способы взаимодействия с детьми разного пола.
Педагог-психолог Мельник Г.Д.