Размер шрифта
А А А
Цвета фона и шрифта
Ц Ц Ц
Изображения
Версия для слабовидящих Обычная версия
Версия для слабовидящих Обычная версия

Честно о лжи

Почему мы врем другим и самим себе?

Эксперименты социальных психологов выявили ряд закономерностей, которые объясняют причины, по которым люди оправдывают «интуицией» принятие нечестных решений, а также сознательно врут ради личной выгоды.
Вот несколько любопытных экспериментов и выводов.


1) Испытуемым выдали листочки с простыми математическими задачами и пообещали заплатить по доллару за каждую из решенных. За 10 минут эксперимента в среднем каждый из участников справился с четырьмя задачами. В другой аудитории группе испытуемых раздали те же задачи, но разрешили порвать листы с решениями, а экспериментатору просто сообщить количество решенных задач и получить деньги. Средний показатель как бы решенных задач увеличился до семи. Ложь была на лицо, однако незначительная. Никто не соврал, что решил 10 из 10 задач или 9, большинство остановились на 7.
Ученые сделали вывод, что у каждого из нас есть свой внутренний порог вранья, который мы не смеем переступать, но пока его не достигнем, будем врать ради извлечения выгоды или прибыли и не чувствовать себя виноватыми.

 


2) Кроме того, на решение соврать влияет и окружение.
Эксперимент с теми же математическими задачами, но подсадной «уткой». Целью «утки» в группе испытуемых было вставать через минуту после раздачи задач и сказать: «Я все сделал!». Вранье было очевидно всем, но экспериментатор, не подавая виду, отвечал: «хорошо» и отдавал испытуемому деньги за участие в эксперименте.

Если члены группы по эмблеме на футболке подсадного парня узнавали в нем студента из своего университета, то думая, что он такой же, как они, тоже начинали обманывать. Если же на подсадном была футболка другого университета, то объем вранья резко сокращался.

Оказывается, что если врет кто-то из одной с нами социальной группы, то врать начинают все, если из другой, особенно конкурирующей социальной группы, то в нас просыпается совесть.

3) Интересен и тот факт, что чем более явно мы видим материальную выгоду своего вранья, выражающуюся именно в деньгах, тем мы честнее. Но если деньги заменить на жетоны, акции или опционы, то объем вранья в экспериментальных группах опять же возрастал. Этим Дэн Ариэли объясняет феномен вранья на фондовых рынках и другие экономические махинации.

Получается, что быть кристально честными мы не можем по своей природе.

Однако признавшись в этом самим себе, мы получаем шанс сократить объем неосознанного вранья в нашей жизни.

По материалам книги Дэна Ариэли «Честно о нечестности. Почему мы лжем всем и себе в особенности».

Поделиться материалом:
Задать вопрос
политикой конфиденциальности