Сегодня в дошкольных учреждениях стала очень популярной методика Монтессори. Почему сейчас в XXI веке мы возвращаемся к педагогике начала прошлого века? Испытание временем выдержали педагогические школы, в центре которых действительно стоят интересы ребёнка, и опыт Мотессори-педагогики здесь занимает лидирующее положение.
Работать по программе Мотессори интересно и непросто. Прежде всего большие требования предъявляются к педагогу, который должен иметь специальную подготовку, подтверждённую сертификатом (диплом AMI Московского Центра Международной Монтессори-ассоциации), и к материально-технической базе дошкольного учреждения (наличие предметной развивающей среды).
Об особенностях группы Монтессори рассказывает Попова Ольга Олеговна, учитель-Монтессори с 15-летним опытом работы.
Девизом методики, разработанной выдающимся итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори, стали слова малыша, обращённые к учителю: «Помоги мне это сделать самому». Они определяют позицию взрослого как партнёра ребёнка, помогающего ему понять, как действовать самостоятельно. В основе методики три кита: ребёнок, подготовленная среда, учитель.
РЕБЕНОК в группе Монтессори учится самостоятельно с помощью специально разработанных Монтессори-материалов. В них особым образом заложена возможность самоконтроля, ребёнок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них.
Малыш сам выбирает конкретный материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор ребёнок тоже делает самостоятельно. При этом краткое обучение обращению с материалом учитель обязательно проводит с каждым подопечным индивидуально. У каждого ребёнка свой собственный темп усвоения знаний, в методе Монтессори нет соревнования.
ПОДГОТОВЛЕННАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА – один из важнейших факторов метода Монтессори. Это – система специальных материалов, их расположение в помещении для занятий. Материалы Монтессори – предметы или их наборы, проникнутые внутренней логикой, доступной для самостоятельного восприятия ребёнка и способствующие его саморазвитию.
Организованная для ребёнка «предметная среда» условно поделена на несколько зон:
- В практической зоне ребёнок учится самостоятельно справляться с застёжками разных видов, пересыпать, переливать, мыть, чистить, перемешивать, вырезать, нанизывать и т.п. Здесь дети тренируются в концентрации внимания и развивают крупную и мелкую моторику.
- В сенсорной зоне дети играют с предметами, изучая размер, цвет, форму, вес и т.п. Они сравнивают предметы по величине, выявляя закономерности, совершенствуют различные сферы чувств (осязание, обоняние, вкус).
- Математическая, языковая и космическая зоны предназначены для умственного развития ребёнка, освоения им знаний, необходимых для обучения в школе. Обучение по методу М. Монтессори дополняется занятиями музыкой, английским языком, танцами, изобразительной деятельностью, физкультурой.
УЧИТЕЛЬ в группе Монтессори не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Он вмешивается в деятельность ребёнка только тогда, когда это действительно необходимо. Задача педагога – помочь ребёнку организовать свою деятельность, пойти своим, уникальным путём, в полной мере реализовать свой потенциал.
Педагогика Монтессори основана на отношении к ребёнку как к свободной, развивающейся, уникальной личности со своим планом и сроками познания социальной среды и предметного мира. Поэтому на сегодняшний день система Монтессори является для педагогов и родителей одной из самых востребованных методик раннего развития детей.