Детский сад - новый период в жизни малыша. Для ребенка это первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:
- тревога, связанная со сменой обстановки (из привычной, домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и добро¬желательных, но чужих людей) и режима (в детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна, к тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в детский сад);
- отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении;
- психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития.
В детском саду малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и в последствии этого - нервничать, плакать, капризничать; личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явле¬ние не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.
Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?
- Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму детского сада.
- В первые дни не следует оставлять ребенка ненадолго (1-2ч). Первую неделю пребывание в детском саду желательно вместе с мамой.
- Можно привести ребенка в группу во время прогулки и пока дети гуляют, дать ему возможность не спеша освоить все, что непривычно и пугает кроху: туалетную комнату, раздевалку со шкафчиками, спальню, игровую комнату.
- Исключите из времени пребывания ребенка в детском саду моменты сна и еды: приведите ребенка к концу завтрака или на прогулку, играя рядом с другими малышами, он может найти себе приятеля и через несколько дней согласится войти с ним в незнакомый дом/детский сад
- Пусть в детский сад ребенка приводит тот, к кому ребенок меньше привязан, а забирает наоборот более близкий член семьи.
- Чтобы ребенку было чуточку спокойней в незнакомом доме, позвольте ему приносить с собой свою игрушку.
- Помните, что вашу тревогу, ваше волнение и беспокойство ощущает ребенок, поэтому постарайтесь избавиться от этих нежелательных эмоций, когда вы идете с ребенком в детский сад. Чем спокойнее и увереннее будете вы, тем спокойнее и беззаботнее будет ваш ребенок.
- Сообщите воспитателям как можно больше об особенностях и привычках своего ребенка.
- Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как такими короткими замечаниями вы способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
- Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить - вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.
- Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
Педагог-психолог Мельник Г.Д.