«…В каждой семье существуют свои правила, гласные и негласные. Они касаются домашнего распорядка, режима, норм поведения и многого другого. Приучение к ним ребенка – важная часть, если не сказать основа, его воспитания….»Ю.Б. Гиппенрейтер
Как же происходит процесс приучения? Когда начинать? С чего начинать? Как приучить так, чтобы вовсе не «отбить охоту»? это лишь немногие сложности, с которыми сталкиваются родители. Попробуем дать ответы на эти и другие вопросы.
Итак, слово «приучать» имеет особый смысл, который отличается от слова «учить». Когда мы говорим «научить», мы имеем ввиду передачу знаний ребенку: мы ему что-то рассказываем, показываем, объясняем. В то время как слово «приучать» означает наше намерение сделать это привычкой, то есть, выработать у него регулярное поведение.
С чего же начать?
Приучение к порядку, как пишет Юлия Борисовна Гиппенрейтер, это ежечасная, специальная, длительная, кропотливая, ежедневная работа, которая начинается с самого родителя. Всем известно, что лучшим воспитанием является собственный пример. Поэтому, если мама сама по себе непоследовательна и хаотична, то странно было бы ожидать от ребенка других проявлений. Но часто даже у организованных родителей, работа по приучению ребенка к порядку, проходит трудно, сопровождается обидами и конфликтами. Итак, как же его приучать? Не существует единого рецепта, который помог бы всем и действовал всегда одинаково, но ниже попробуем вспомнить общие и наиболее важные методы и закономерности.
1. Начинать как можно раньше.
Не стоит попадаться на удочку «вырастит-поймет». Напомним, что приучение это выработка привычки, и лучше сразу работать над «правильной» привычкой, чем потом пытаться бороться с «неправильной». Любое действие при раннем начале и повторении превращается в привычку.
2. Создать комфортную среду и быт.
Упорядоченность и организованность ребенка во многом зависит от порядка вокруг него. Необходимо, чтобы вещи, посуда, игрушки имели свои места и возвращались на место. Чтобы у ребенка, как и у всех других членов семьи, было свое место для игры, для сна, для отдыха, для учебы – и все эти места были доступны для него. (Если в комнате ребенка, есть труднодоступные места, такие как высокие стеллажи, трудно открывающиеся ящики - это лучше изменить).
3. Регулярно и вместе.
Важно, чтобы то, что Вы от него ждете, регулярно Вами отслеживалось, внимательно и настойчиво. Но часто просто отслеживать выполнение недостаточно. Особенно на первых этапах, очень важно, чтобы родитель был включен в общение с ребенком по поводу разных дел, тогда его помощь оказывается гораздо более эффективной. Вначале следует помогать ребенку в сложных для него задачах (напоминать, подстраховывать, делать вместе), затем постепенно отпускать его на самостоятельность. В «переходный период» стоит помнить о «внешних средствах».
4. Доброжелательный тон
Хорошее настроение и гора терпения. Вспомните, когда Вам приказывают что-то сделать, что Вы чувствуете? – Протест. С ребенком происходит тоже самое. И в целом, приятнее и комфортнее, когда рядом спокойная улыбчивая мама, которая всегда поможет. Чем сложнее идет процесс приучения, тем спокойнее и доброжелательнее следует быть маме. Вот такой парадокс)
5. У ребенка и взрослого время идет по-разному.
Не стоит забывать про темп. Взрослые и дети живут в разном ритме и это важно учитывать. Если Вы хотите успеть куда-то вовремя, и при этом, чтобы ребенок убрал за собой после игры, Вам может понадобиться дополнительное время, учитывая это, вы избежите конфликта.
6. Беспрекословность родительского «нет».
Есть случаи, когда метод компромисса не работает. К таким ситуациям относится все, что угрожает жизни и здоровью малыша или других детей, выражение агрессии в виде физических проявлений (укусить, ударить, навредить). В таких ситуациях родительское «нет» должно работать безоговорочно и точно.
7. Использование внешних средств.
Здесь имеется ввиду наглядный материал в виде картинок, списков, инструкций, расписаний и т.п., которые напоминают ребенку что, и когда, и в какой последовательности нужно делать. Они замещают «руководящие указания» взрослого и помогают учиться самостоятельно справляться с делами. Введение внешнего средства помогает «убить сразу двух зайцев»:
1. Снять нагрузку с родителя и 2. Делегировать ответственность ребенку.
8. Негативные последствия.
В тех случаях, когда ребенку не хватает «сознательности», стоит не мешать ему сталкиваться с последствиями его действий. В этом случае, Вы способствуете формированию причинно-следственных связей, его действие = результат. Здесь Важно подобрать правильные слова и оказать поддержку без упреков и причитаний. Опыт получится хоть и негативный, но ценный. И в другой раз ваш ребенок сможет «предсказать будущее» основываясь на действиях в настоящем. Хорошей идеей было бы сделать тоже самое, но так, чтобы закрепился положительный результат.
9. Порядок у каждого свой.
Очевидно, что взрослые и дети видят порядок по-разному. Не стоит создавать слишком много сложных правил для поддержания порядка. Например, настаивать на том, что игрушки стоят недостаточно ровно, или не в той последовательности. Среда ребенка должна быть упорядочена, но не идеальна. Например, книги могут быть составлены не по величине, или игрушки в ящик убраны недостаточно аккуратно. Не спешите с поправками, все достигается мелкими шагами. Если Вы стремитесь к большему, приучайте его постепенно.
10. Приучение, как творчество.
Приучение, как и все взаимодействие с ребенком - процесс творческий. Не забывайте разнообразить уборку игрой, дисциплину – шутками, неудачу – теплыми объятиями. Если один способ не работает - замените его на другой.
Неприученный к порядку и правилам, ребенок оказывается во власти минутных желаний, неуправляемых эмоций, случайных влияний. Мы говорим, что он разболтан, не организован, не воспитан. Во многих ситуациях он оказывается без ориентиров, не знает, как себя вести, как организовать пространство, свои дела, и время. Правила дают ребенку ощущение не только порядка, но и уверенности в жизни.
Источники: Ю. Б. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».