Размер шрифта
А А А
Цвета фона и шрифта
Ц Ц Ц
Изображения
Версия для слабовидящих Обычная версия
Версия для слабовидящих Обычная версия

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ УВЕРЕННЫМ, СИЛЬНЫМ И НУЖНЫМ?

  1. Первое и важное условие, от которого зависит, как ребенок ощущает свое место в мире, свою безопасность, свою силу – это взаимоотношения между супругами. Они задают основу ДОМА, СЕМЕЙНОГО ОЧАГА и через это формируют представления у ребенка об окружающем мире, влияют на его самочувствие.
  2. Крайне важно осознать, что эмоциональное состояние ребенка является платформой для его будущего развития. Так если ребенку мир представляется отталкивающим, не любящим, не заботящимся о нем, враждебным по отношению к нему, то возникают тревожность и беспокойство – злейшие враги ребенка, отрицательно влияющие на его поведение, речь, способность общаться и учиться. Суть в том, что ребенок не только эмоционально сверхчувствителен, но он также и сверхуязвим. В глубине души мы можем испытывать пламенную любовь к своему ребенку, но этого недостаточно. Именно через наше поведение он ощущает нашу любовь к себе: не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем. На ребенка наши поступки действуют гораздо сильнее, чем слова.
  3. Родителям необходимо осознать тот существенный факт, что у каждого ребенка есть эмоциональный резервуар. Конечно, это фигуральное выражение, но понятие совершенно реальное. У каждого ребенка есть определенные эмоциональные потребности, и то, как они удовлетворяются (через любовь, понимание, дисциплину и т.д.), определяет многое: прежде всего как ребенок себя чувствует, доволен ли он, злой, подавленный или полон радости. Во - вторых, это определяет его поведение: послушный или непослушный, плаксивый, игривый, веселый, замкнутый. Естественно, чем полнее эмоциональный резервуар ребенка, тем положительнее его эмоции и тем лучше его поведение. А кто отвечает за то, чтобы этот резервуар был всегда полон? Вы уже догадались, конечно – родители. Необходимо обратить внимание на качество общения с ребенком. Это означает вашу полную включенность в совместную деятельность, увлеченность процессом, искренний интерес к тому, что делает и говорит ребенок. Такого общения в течение 30-40 минут будет достаточно для восстановления эмоционального резервуара ребенка.
  4. Необходимо знать и помнить, что детское поведение – это способ сказать нам, взрослым, о своих эмоциональных потребностях. Как понять, какие потребности стоят за детским поведением и что могут сделать взрослые в тех или иных ситуациях? Ниже предлагается информация, которая поможет разобраться с этими вопросами.

  • Потребность ребенка – внимание. Когда ребенок пытается реализовать эту потребность, он своим поведением добивается признания со стороны взрослых. Завладеть родительским вниманием для ребенка важно, потому что ему кажется: « Если родители мной занимаются, значит, они любят меня». Если потребность ребенка во внимании не реализуется, он начинает надоедать взрослым, в его адрес звучит много замечаний. Родители чаще всего испытывают раздражение.


Итак, если в общении со своим ребенком Вы чаще всего испытываете раздражение, значит, не реализуется его потребность во внимании.
Что делать? Дайте ему почувствовать вашу любовь, научите добиваться внимания приемлемым способом.

  • Потребность ребенка – борьба за власть. Пытаясь реализовать эту потребность, ребенок хочет стать хозяином положения, чтобы никто не мог распоряжаться им. Таким образом, цель детского поведения в данном случае – влияние на окружающих. В этих ситуациях взрослые чаще всего злятся на ребенка, появляется желание заставить его сделать то, чего хотят взрослые. Поведение ребенка воспринимается как вызов. Родители как крайнюю меру часто используют угрозы, а затем наказание.


Что делать? Прекратите борьбу с ребенком, но разумным способом дайте ему почувствовать свою силу (интонация, последовательность в поступках, настойчивость и т.д.). Подумайте, как расширить «территорию» ребенка для самостоятельных действий. Дайте ему право на выбор. Учитесь и учите договариваться.

  • Если поведение ребенка вызывает у вас обиду, возникает желание свести с ним счеты, значит, ребенок вам мстит. Он как будто хочет сказать: «Я хочу, чтобы окружающие почувствовали ту же боль, что и я». Цель его поведения в этом случае – защититься от вас.
    Что делать? Не обижайтесь на ребенка и не обижайте его. Учите малыша выражать свою обиду приемлемым способом, например, словами: «Я обиделся, мне это не нравится и т.д.» Разделяйте эмоции и поступки ребенка. Учите его отвечать за свое поведение (а не за то, что он чувствует). Воздерживайтесь от дисциплинарных методов воздействия. Разговаривая с ребенком в таких случаях, используйте контакт глаз.
  • Потребность ребенка – побыть в одиночестве, уклониться от чего-нибудь. Чаще всего такая потребность возникает, когда у ребенка что-то не получается, получается не так как надо. Наверное, если бы малыш осознавал, что с ним происходит, он бы сказал: «Я не в состоянии сделать то, о чем меня просят, поэтому оставьте меня в покое». Родители чаще всего уговаривают ребенка или жалеют его, иногда испытывают отчаяние и не знают, как поступить.


Что делать? Не упрашивайте и не делайте за него ничего сами. Поощряйте ребенка доверять своей интуиции. Создавайте такие ситуации, в которых он ощутит себя важным и значимым (используйте любые ситуации, даже самые простые: например, вся семья собралась ужинать, открыли банку огурцов, а достать их не получается, соскальзывают с вилки, рука взрослых не пролезает в горлышко. А вот ребенок смог достать). Учите ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, заканчивать начатое.

Уважаемые родители! Надеемся, что предложенная информация поможет вам лучше понять себя и своих детей.


Материал подготовлен педагогом-психологом Мельник Г.Д.

Поделиться материалом:
Задать вопрос
политикой конфиденциальности