- Первое и важное условие, от которого зависит, как ребенок ощущает свое место в мире, свою безопасность, свою силу – это взаимоотношения между супругами. Они задают основу ДОМА, СЕМЕЙНОГО ОЧАГА и через это формируют представления у ребенка об окружающем мире, влияют на его самочувствие.
- Крайне важно осознать, что эмоциональное состояние ребенка является платформой для его будущего развития. Так если ребенку мир представляется отталкивающим, не любящим, не заботящимся о нем, враждебным по отношению к нему, то возникают тревожность и беспокойство – злейшие враги ребенка, отрицательно влияющие на его поведение, речь, способность общаться и учиться. Суть в том, что ребенок не только эмоционально сверхчувствителен, но он также и сверхуязвим. В глубине души мы можем испытывать пламенную любовь к своему ребенку, но этого недостаточно. Именно через наше поведение он ощущает нашу любовь к себе: не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем. На ребенка наши поступки действуют гораздо сильнее, чем слова.
- Родителям необходимо осознать тот существенный факт, что у каждого ребенка есть эмоциональный резервуар. Конечно, это фигуральное выражение, но понятие совершенно реальное. У каждого ребенка есть определенные эмоциональные потребности, и то, как они удовлетворяются (через любовь, понимание, дисциплину и т.д.), определяет многое: прежде всего как ребенок себя чувствует, доволен ли он, злой, подавленный или полон радости. Во - вторых, это определяет его поведение: послушный или непослушный, плаксивый, игривый, веселый, замкнутый. Естественно, чем полнее эмоциональный резервуар ребенка, тем положительнее его эмоции и тем лучше его поведение. А кто отвечает за то, чтобы этот резервуар был всегда полон? Вы уже догадались, конечно – родители. Необходимо обратить внимание на качество общения с ребенком. Это означает вашу полную включенность в совместную деятельность, увлеченность процессом, искренний интерес к тому, что делает и говорит ребенок. Такого общения в течение 30-40 минут будет достаточно для восстановления эмоционального резервуара ребенка.
- Необходимо знать и помнить, что детское поведение – это способ сказать нам, взрослым, о своих эмоциональных потребностях. Как понять, какие потребности стоят за детским поведением и что могут сделать взрослые в тех или иных ситуациях? Ниже предлагается информация, которая поможет разобраться с этими вопросами.
- Потребность ребенка – внимание. Когда ребенок пытается реализовать эту потребность, он своим поведением добивается признания со стороны взрослых. Завладеть родительским вниманием для ребенка важно, потому что ему кажется: « Если родители мной занимаются, значит, они любят меня». Если потребность ребенка во внимании не реализуется, он начинает надоедать взрослым, в его адрес звучит много замечаний. Родители чаще всего испытывают раздражение.
Итак, если в общении со своим ребенком Вы чаще всего испытываете раздражение, значит, не реализуется его потребность во внимании.
Что делать? Дайте ему почувствовать вашу любовь, научите добиваться внимания приемлемым способом.
- Потребность ребенка – борьба за власть. Пытаясь реализовать эту потребность, ребенок хочет стать хозяином положения, чтобы никто не мог распоряжаться им. Таким образом, цель детского поведения в данном случае – влияние на окружающих. В этих ситуациях взрослые чаще всего злятся на ребенка, появляется желание заставить его сделать то, чего хотят взрослые. Поведение ребенка воспринимается как вызов. Родители как крайнюю меру часто используют угрозы, а затем наказание.
Что делать? Прекратите борьбу с ребенком, но разумным способом дайте ему почувствовать свою силу (интонация, последовательность в поступках, настойчивость и т.д.). Подумайте, как расширить «территорию» ребенка для самостоятельных действий. Дайте ему право на выбор. Учитесь и учите договариваться.
- Если поведение ребенка вызывает у вас обиду, возникает желание свести с ним счеты, значит, ребенок вам мстит. Он как будто хочет сказать: «Я хочу, чтобы окружающие почувствовали ту же боль, что и я». Цель его поведения в этом случае – защититься от вас.
Что делать? Не обижайтесь на ребенка и не обижайте его. Учите малыша выражать свою обиду приемлемым способом, например, словами: «Я обиделся, мне это не нравится и т.д.» Разделяйте эмоции и поступки ребенка. Учите его отвечать за свое поведение (а не за то, что он чувствует). Воздерживайтесь от дисциплинарных методов воздействия. Разговаривая с ребенком в таких случаях, используйте контакт глаз. - Потребность ребенка – побыть в одиночестве, уклониться от чего-нибудь. Чаще всего такая потребность возникает, когда у ребенка что-то не получается, получается не так как надо. Наверное, если бы малыш осознавал, что с ним происходит, он бы сказал: «Я не в состоянии сделать то, о чем меня просят, поэтому оставьте меня в покое». Родители чаще всего уговаривают ребенка или жалеют его, иногда испытывают отчаяние и не знают, как поступить.
Что делать? Не упрашивайте и не делайте за него ничего сами. Поощряйте ребенка доверять своей интуиции. Создавайте такие ситуации, в которых он ощутит себя важным и значимым (используйте любые ситуации, даже самые простые: например, вся семья собралась ужинать, открыли банку огурцов, а достать их не получается, соскальзывают с вилки, рука взрослых не пролезает в горлышко. А вот ребенок смог достать). Учите ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, заканчивать начатое.
Уважаемые родители! Надеемся, что предложенная информация поможет вам лучше понять себя и своих детей.
Материал подготовлен педагогом-психологом Мельник Г.Д.