Вполне возможно, что к данному моменту вы пришли к заключению, что для воспитания позитивного ребенка вам нужен гений Эйнштейна, проницательность психолога, выносливость спортсмена, юмор Боба Хоупа, вера Даниила, когда его бросили в ров со львами, и смелость Давида перед Голиафом.
Если после моей беседы у вас сложилось такое впечатление, то приношу свои извинения. Я просто хотел передать тот факт, что воспитание позитивных детей - дело нелегкое, но любящий и посвященный родитель, следующий нескольким относительно четким правилам, может с этим справиться и пожинать непередаваемую радость как результат.
Образование начинается сейчас. Многие воспитатели говорят, что для развития ребенка необходимо обучение фонетике в раннем возрасте. Как только ребенок освоит фонемы, он сможет читать все, включая университетские тексты.
Джозеф Суседик, который верит в необходимость разговаривать с ребенком до его рождения, подчеркивает важность спокойной безмятежной атмосферы для будущей матери, чтобы ребенок родился с отношением веры и доверия в родителей. "Только тогда, когда ребенок полностью доверяет родителям, возможен процесс обучения, - уверен Суседик. - Детей нужно учить с любовью, нежностью и только тогда, когда они проявляют интерес".
"Первые пять-шесть лет жизни ребенка - это "обучение без усилия", - считает г-н Суседик. Он подчеркивает необходимость родителям проводить как можно больше времени с детьми: "Когда у них возникает вопрос, не оставляйте это без внимания".
Д-р Тэйлор соглашается с подобным подходом к воспитанию детей и необходимостью развития разговорных навыков в раннем возрасте. Она считает, что родители и учителя должны общаться с детьми, а не просто говорить с ними. Даже если вы заняты, нельзя отправлять ребенка со словами: "Расскажешь мне позже".
Возраст правил. В "Знамениях времени" (выпуск за апрель 1984 год) автор Джон Дрешер указывает, что дети проходят через три возрастные ступени. Первая - это возраст правил (от года до 7 лет).
В течение этого времени ребенок должен знать, что от него ожидают. Если оставить ребенка без определенных, четких правил, он становится неуправляемым. Он несчастлив, неуверен в себе, у него развивается чувство, что его не любят. Позднее, он начнет брыкаться - порой, в самой раздражительной форме - чтобы узнать, где пролегают границы и рамки поведения. Контролировать ребенка с раннего возраста или потерять контроль навсегда. Если родители будут контролировать поступки ребенка с ранних лет, то со временем они могут ослабить контроль, так как у ребенка выработается система самоконтроля. Если ребенку не ставить никакие ограничения в детстве, он не только будет неуправляемым, но и станет сопротивляться любым попыткам контролирования. Прямые приказы хороши на первых порах развития. Пусть вам придется говорить ребенку "нет" несколько раз, но применяйте дисциплину последовательно и с любовью.
Возраст ограничений. Вторая возрастная ступень - ограничительная и включает возраст от 8 до 12 лет. Это период, когда по словам Джона Балгай "все, что родители преподносят детям в виде хороших наставлений, будучи одновременно плохим примером для них, подобно попыткам одной рукой строить, а другой ломать". В эти годы пример намного важнее для ребенка. Правила важны, но ваш личный пример играет сильную мотивирующую роль.
Это период, который можно назвать "смотри и делай", или как говаривала моя мать: "Сынок, твои дети будут делать выводы, исходя из твоих поступков, а не из твоих слов". Проведенный несколько лет назад опрос показал, что более половины из тех, кто стал проповедником, решили избрать для себя этот путь в возрасте 11 лет. Сейчас, более чем когда-либо, родитель не может позволить себе делать то, что он не хочет видеть в своем ребенке. Постоянный пример, подтверждающий на деле принципы, всегда высоко ценится. Поэтому важно, чтобы человек, занимающийся воспитанием детей, был хорошим образцом для подражания.
Возраст вдохновения. Следующая ступень - это возраст подражания, который охватывает детей в возрасте от 13 лет и старше. В подростковом возрасте ребенка привлекают великие идеи. У него должны быть герои. Если ему не показать героев, он найдет их сам; если не помочь ему проникнуться уважением и желанием походить на положительных героев, он будет подражать плохим. В это время в личности ребенка закладывается основа уверенности в себе и его характер, если у подростка есть какая-то цель. Ему нужны программы-минимум и программы-максимум. Правила и ограничения по прежнему важны. К этому времени у подростка должны выработаться принципы самоконтроля, потому что родители не могут все время находиться с ним.
Развивайте воображение детей в раннем возрасте. Один классический пример того, что действительно интересует ребенка, -это когда на Новый год, доставая коробку с игрушками из под елки, малыш играет не с игрушками, а с коробкой. Что только дети не делают с коробками. Какой мальчишка не строил форт, какая девочка не мастерила домик для куклы из коробок, палок, подушек, старого полотенца и одеяла или других всевозможных вещей, которые им удавалось выпросить у родителей?
Чувство юмора - чудесный помощник. Попробуйте! Чтобы быть оптимистичным и воспитать позитивных детей, нам необходимо чувство юмора, которое поможет преодолеть проблемы, препятствия и разочарования, с которыми нам часто приходится сталкиваться в жизни.
Юмор может отлично поднимать дух. Опыт показывает, что юмор играет немаловажную роль в образовательном и воспитательном процессе. По некоторым исследованиям юмор помогает студентам успешнее сдавать экзамены. Четырем группам выпускников-психологов предоставили выбор посетить "серьезную" лекцию и "веселую". Все группы показали одинаковый результат сразу же после лекции. Однако на повторном тестировании студенты, прослушавшие "веселую" лекцию, оказались лучше.
Ребенок должен знать, что он особенный. Это очень важная мысль. Ричард Грин, энергичный бизнесмен из Далласа, предпринял эффективный и уникальный подход к своим детям. Оба ребенка - приемные, поэтому Ричард отмечает день рождения для каждого дважды - фактический день рождения, и дату их усыновления. Это говорит детям о том, что они - особенные, и делает вопрос усыновления плюсом с положительным влиянием на их чувство собственного достоинства.
Я завершу эту главу примером моих друзей Джерри и Джо Бэйкон из Чарльстона, Южная Каролина. Несколько лет назад они были свидетелями одной ситуации с их красивой дочерью, Бетти, которая воистину является маленькой "мисс Америкой". Она подвижна, энергична, вежлива, надежна, приятна в обращении, любезна, общительна - в общем, все хорошее! Жизнь просто била в ней ключом с момента, когда она просыпалась, до времени, когда ложилась спать.
Несколько лет назад мои друзья подарили девочке радио-часы на Рождество, чтобы будить ее по утрам. Они не обратили внимания, что настроили приемник на радио-станцию рок-музыки. Каждое утро, когда девочка просыпалась, она слушала пять минут новостей, после чего станция начинала передавать концерт рок-музыки.
В жизни девочки медленно и почти незаметно начали происходить перемены. Она стала раздражительнее и нетерпимее, реже смеялась, чаще жаловалась, ее любезность и доброта постепенно охлаждались; короче, она стала другой. Мои друзья, заметив перемену, начали думать, что бы это могло быть. После разных предположений они установили, что все началось с того Рождественского дня и радио-часов. Решение было просто как день. Они забрали это радио из комнаты девочки (что, конечно, сопровождалось бурными сценами; однако, ответственных любящих родителей это ничуть не смутило, и они не колеблясь сделали так, как было лучше и для ребенка, и для семьи). Каждое утро кто-нибудь из родителей приходил к ней в комнату, чтобы поцеловать, обнять и пожелать хорошего дня. Очевидно, вы уже догадались, чем заканчивается моя история, иначе вы бы ее не читали. Да, вы совершенно правы. Через несколько недель к девочке вернулись оптимизм, веселое расположение духа и все остальные качества. Отдача ребенка зависит от вклада родителей.
Ребенок с тремя измерениями
Физическое здоровье для умственного и духовного роста. В статье д-ра Г. Миркина из "Канзас Сити Таймс", подчеркивается важность нашего физического состояния. В качестве примера д-р Миркин использовал 12-ти летнего Джэмми. Хотя Джемми был способным ребенком, его успеваемость за прошлый год упала. Мальчик все время вертелся и никак не мог усидеть на месте во время урока. Казалось, что все его интересы ограничиваются просиживанием у телевизора или походами в кинотеатр. Джемми не занимался спортом. В прошлое лето д-р Миркин и Джемми договорились, что мальчик начнет заниматься упражнениями по программе, которую выбрал сам мальчик. Д-р Миркин заметил, что многие дети похожи на Джемми и не проводят достаточно времени за занятиями спортом, хотя обычно мы думаем о детстве как о поре повышенной активности. "Плохая физическая форма связана с низкими результатами успеваемости, поэтому я посоветовал Джемми заниматься упражнениями. Сейчас дела у Джемми намного лучше. Он играет за школьную футбольную команду, и его успеваемость повысилась".
Согласно изучениям д-ра Миркина, плохая форма характерна для многих студентов, которые получают низкие отметки. 83% студентов, выбывших из Сиракузского университета, не могли сдать самый простой тест по физкультуре.
Исследования А.Х. Исмаила, профессора физической культуры из университета Педью, показали, что "физически развитые люди более интеллектуальны, эмоционально уравновешены, расслаблены, самоуверенны".
Зарядка и диета для смекалки. В идеале, ребенок не должен есть конфеты, большую часть низкокалорийной пищи, которой засыпаны прилавки магазинов, и пить сладкие газированные напитки. Например, обычный американский подросток выпивает 836 банок содовой ежегодно. То есть две банки в день. Это граничит с сумасшествием и абсолютно ненормально. Недавние сообщения американской Ассоциации психологов показывают, что более умеренное употребление сахара иногда приводит к 80%-му улучшению поведения среди самых отчаянных головорезов в Америке!
Милый пухлый малыш обычно означает перекормленный малыш. Наверное, существуют тысячи правил того, как следить за весом детей, но мы с вами рассмотрим только самые простые. Время еды должно быть одним из самых обычных расслабляющих занятий дня.
Семейные проблемы должны обсуждаться когда-нибудь в другое время. Полный запрет лежит на просмотре ревущего телевизора, чтении газет и журналов. Все внимание должно уделяться семье и еде. Можно съесть целый ужин, постоянно отвлекаясь, и даже не заметить, что вы едите. В результате вы съедите больше, чем должны.
Одна из критических стадий в жизни вашего подростка наступает с моментом взросления, когда он сам выбирает пищу и прибегает к сладостям и малокалорийной пище. Приходит время, когда родители должны четко положить предел подобной разрушительной привычке. Если ребенок капризничает и не хочет ничего есть, не волнуйтесь. На следующий день или даже к следующему приему пищи он предпочтет нормальную калорийную пищу возможности умереть голодной смертью.
Поддержание хорошего здоровья - это просто, но не легко. Многочисленные исследования показали, что дети, которые едят перед школой, лучше занимаются. К тому же, дети, которые пропускают завтрак, обычно компенсируют его позднее в течение дня солеными закусками, которые ведут к излишку веса и повышенной напряженности. Также время за завтраком - это время ребенка с мамой или папой перед школой, что очень важно. Родители в это время могут положить правильное начало дню и задать тон и самочувствие ребенка.
Усилия команды и упражнения. Д-р Кен Купер, специалист по аэробике, утверждает, что единственный способ избавиться от лишнего веса, - это сочетание разумных привычек в еде с разумными упражнениями. Повторяющаяся или продолжительная диета часто позволяет намного легче набрать вес, употребляя меньшее количество продуктов. Психолог Мартин Катаган, директор программы по контролю веса, говорит, что тело реагирует на резкое снижение поступления калорий как на угрозу жизни и снижает параметры сохранения энергии. Если телу до диеты требовалось 2000 калорий в день, то после диеты только 1400 калорий будет достаточно, чтобы с легкостью набрать вес. Более эффективным средством похудания являются упражнения, не диета. Он рекомендует отводить 45 минут для быстрой ходьбы ежедневно вместо 200 калорий, что приведет к потере 20-30 фунтов жировых отложений за год.
Начинайте день рано с духовного. Д-р Дж. Добсон говорит, что дети в раннем возрасте реагируют на набор ваших духовных ценностей. В этом возрасте вы для них постоянный пример во всех аспектах и направлениях. Вашему ребенку прежде всего остального нужен пример четкого, постоянного, упорядоченного подхода к вере в Бога.
Каждую неделю вы делаете небольшие вклады в вечность, проводя время с детьми, потому что дети останутся с вами навсегда! Эти вечные жизни будут всегда с вами, и то, чему вы научите их, принесет дивиденды в будущем!
В 1980 Алексис де Токвиль отправился в путешествие по Америке. Когда его путешествие закончилось, он сделал такие выводы (парафраза): "Я объездил всю Америку и видел все, что она может предложить. Я видел богатство полей и шахт. Я видел вашу промышленную мощь, красоту рек, ручьев, озер и величие гор. Я заметил обилие лесов и прекрасный климат, в котором вам посчастливилось жить.
Ни в чем из перечисленного я не увидел причины величия Америки, пока не зашел в одну из ее церквей. Америка великая, потому что она благочестивая; и пока она будет оставаться благочестивой, она будет великой. Если она перестанет быть благочестивой, она перестанет быть великой".
В своей книге "Искатели пути" Гэйл Шихи рассказывает о своем исследовании, посвященном тому, что характерно для людей с сильно развитым чувством удовлетворенности собой и жизнью. Она нашла, что большинство таких людей были верующими. Второе: она обнаружила какую большую роль играет посвященность в формировании жизни.