- Обратить внимание на сильные стороны своей памяти: зрительный тип, слуховой, двигательный, сочетание типов (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный – наиболее часто встречающиеся типы памяти).
- Организовывать запоминание разными способами, чередовать их, развивать ослабленный тип памяти.
- Почаще следует вызывать в памяти (припоминать) те образы, которые слабее.
- Чередовать восприятие прочитанного с припоминанием. Когда уже ничего не припоминается, тогда снова заглянуть в книгу. Прочитав, вновь пересказать, но уже полнее и т. д.
- К материалу, который важно запомнить, необходимо возвращаться несколько раз (просматривать материал дома в тот же день, когда он был задан и, затем, накануне того дня, на который эти уроки были заданы).
- Выделение в запоминаемом материале опорные пункты (основные определения, ведущие формулировки, удачное сравнение, интересный образ), которые потом первыми будут приходить на память. Опорные пункты должны логично вытекать одно из другого.
- Ритмизация материала. Если текст звучит, как стихотворение, его легче удерживать в памяти.
- Самостоятельное составление всевозможных схем, таблиц, рисунков, планов. Чтобы их придумать, необходимо дополнительно осмыслить материал, вскрыть логическую структуру запоминаемого материала.
- Взять какое-нибудь художественное произведение и систематически заучивать отдельные небольшие его части. Это следует делать осмысленно, вдумчиво, периодически повторяя. Через 1 – 2 месяца отмечается безусловное улучшение памяти.
- Разгрузка памяти путем применения средств внешней памяти – записных книжек, дневников, карточек, списков…
- Рациональная организация места: каждой вещи - свое место.
- Метод прогнозирования: «Что произойдет, если я не запомню такой-то материал?» Чем больше следствий, тем больше вероятность сохранения в памяти материала.
- Метод минимизации – сокращения: редакторские правки или запись текстового материала по первым буквам высказывания, которое надо запомнить.
- Прием «обратной развертки»: вспоминаются события прошедшего дня во всех подробностях, только в обратной последовательности.
- Материал делить по смыслу: самое главное и не самое главное.
- Чередовать запоминание с другими неучебными видами деятельности.
Как лучше запомнить материал наизусть?
- 1. Необходима установка, внутреннее намерение на прочное усвоение.
- Материал должен быть прочувствован и осмыслен.
- Целесообразно распределять повторение во времени, т. е. подряд повторять не более 2 – 3 раз, а через некоторое время снова вернуться к повтору.
- Наизусть лучше заучивать вечером, перед сном или сразу после пробуждения.
- После каждого прочтения стараться припомнить все, что возможно.
Психолог школы «Личность» Брезгалова Олеся Викторовна