1. 3 года - «кризис 3-х лет». Этот период характеризуется тем, что развивается и укрепляется «Я» ребенка, при этом возможности и желания маленького человека не совпадают. Это вызывает «бурю» протеста в ответ на ограничения, запреты. Поведение ребенка отличается противоречивостью. Он часто пользуется фразами: «Я хочу!», «Я не хочу!», «Я буду!», «Я не буду!», «Мое!» и т.д. Такие проявления негативизма, эгоцентризма обусловлены происходящими изменениями в работе полушарий головного мозга. Возрастает активность левого полушария, что и запускает описанный поведенческий механизм. Важно помнить, что у ребенка 3-х лет еще не сформировано понимание «хорошо»-«плохо», малыш такого возраста еще не умеет регулировать свое поведение в отличие от ребенка, например, 6-7 лет.
Что делать в этой ситуации родителям?
- Определитесь четко с запретами и ограничениями: что Вы будете разрешать ребенку, а что запрещать.
- Необходимо, чтобы все взрослые, участвующие в воспитании ребенка, были последовательны и предъявляли ему одинаковые требования.
- Количество запретов и ограничений должно быть небольшим (в противном случае Вы невольно будете провоцировать нежелательное поведение у ребенка вновь и вновь). Иногда бывает полезным пересмотреть домашнюю обстановку и все привлекательные, но запрещенные предметы, убрать из поля зрения малыша. Психологи рекомендуют обратить внимание на следующие «нельзя»: нельзя причинять боль себе и другим, брать чужое и разрушать то, что сделано руками другого человека.
- Маленького ребенка легко отвлечь и переключить. Используйте эту особенность детского развития.
- Предупреждайте эмоциональную «бурю». Например, Вы пришли с ребенком в поликлинику и видите огромную очередь. Вы знаете, что Ваш ребенок через несколько минут начнет бегать, всем мешать, Вы будете его одергивать, он начнет сопротивляться… и все закончится очень плачевно (и для него и для Вас). Как Вы можете предупредить такое поведение? Можно занять очередь и выйти с ребенком во двор, где он также будет бегать и веселиться, только уже никому не мешая. Более того, Вы можете присоединиться к его игре. Таким естественным образом реализуется потребность малыша в двигательной активности, и в тоже время Вы предупредите нежелательное поведение.
- Если «буря» все-таки случилась, Ваша задача - успокоить ребенка. Дети успокаиваются по-разному: кого-то надо взять на руки, походить; кто-то быстрее успокаивается сам. Главное условие в этот момент – родители должны сохранять спокойствие и уверенность. Если же родители сами растеряны, злятся или раздражаются, тогда процесс успокоения затянется и с ребенком будет очень трудно справиться.